Доброго времени суток, читающим 🌺.
Я считаю, что за все время, которое проведёт ребёнок с родителями, его важно научить самостоятельности.
Необходимо дать ему навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. Начинать надо раньше трех, конечно, но в три годика, можно подвести первые итоги.
Особенно видно зачатки самостоятельности у Алисы именно сейчас, когда у неё в самом разгаре период "я сама".
Выводы о том, что с рождением второго ребёнка, первый становится самостоятельным у нас не сработали.
Независимость- это процесс на который взрослый может повлиять очень посредственно. Мы можем дать навыки, но необходимо время, чтобы ребёнок был готов применять их самостоятельно.
Гигиена.
Алиса сама раздевается и может помыть себя. Знает, где мыло "для девочек", а какой шампунь мамин и трогать его не надо.
Я контролирую её в ванной, но в целом она и сама понимает, последовательность своих действий. Сама заходит в ванну. У нас душевая кабина со ступенькой, средней высоты, но перешагнуть ей уже под силу. Может сидеть играть с игрушками, а потом просто позвать меня, чтобы я её вытерла и одела.
Про горшок, возможно, стоит отдельно поговорить, скажу, что у Алисы изначально не было с ним проблем. С 1.5 года она в памперсе только на ночь.
Сейчас она уже спокойно идёт сама по своим делам, меня зовёт, если нужно принести книжку или помочь с туалетной бумагой.
Может помыть горшок сама и очень неплохо справляется. Этому её специально не учила, просто видела как это делаю я.
Зубы может чистить сама. Но пастой чищу ей я, потому что плохо вычищает. К стоматологу пока не хочу попадать. После того как покушает сладкое- бежит полоскать зубы. Один раз сказала ей так делать, она подхватила и теперь так делает.
Игры.
Понятное дело, что мамы заняты в быту и им просто некогда сидеть возле своего чада постоянно, но и самостоятельной игре важно научить, подтолкнуть. На мой взгляд важно дать понятия, действия, эмоции, характеры, героев, но так, чтобы ребёнок строил с ними уже свои игры. Мы с Алисой с полутора года много играли на магнитной доске со сказками, строили города из лего, сажали туда жителей, лепили из теста и пластилина "героев".
На остатки нашей лепки можно посмотреть тут:
Не все такие игрушки уцелели после игр, поэтому и называю их "героями".
Я озвучивала ей разные ситуации, которые могут происходить с её куклами или мягкими игрушками.
Как итог она играет сама, иногда говорит моими фразами. Ладно, очень много говорит моими фразами, но мысли её.
Убирает игрушки, иногда сама, иногда я её прошу. Не с первого раза идёт, но уже понимает, что я так просто не отстану)). Знает, что где лежит.
Приём пищи.
С полутора Алиса пересела на растущий стул. Сначала надевала ей нагрудничек. Сейчас уже пару месяцев она без него. Ест очень чисто. Хорошо управляется с приборами. Недавно научилась брать молоко в мягкой упаковке из холодильника и наливать себе. Вот к чему может подтолкнуть любовь к молоку.
Умеет держать миксер, когда взбиваю на шарлотку или запеканку яйца. Под присмотром может яйцо разбить на омлет, добавить соль и молоко, а потом смешать все венчиком и вылить в сковороду с моей помощью. Очень любит помогать готовить.
Одежда.
Одеваться полностью Лисёна ещё не умеет. Хорошо надевает носки, майки. Штаны может надеть, но ленится. Обувается сама.
Раздевается почти сама, трудности возникают с майками и кофтами на замке.
Расскладывает вещи по полкам. Делает это очень медленно, может носить по одной вещи, но делает же! Мне это очень облегчает разбор чистой одежды.
Кладёт грязные вещи в машинку или рядом, в корзину.
Алиса уже вполне сформировавшийся человечек, который если и не умеет чего- то, то очень стремится этому научиться.
Мне кажется в проявлениях самостоятельности важно не ограничивать ребёнка. Фразы типа: "отойди, я сама" или "ты не сможешь, рассыпешь" только портят его настрой.
Лучше медленно и верно ребёнок приобретёт навыки на ваших глазах, чем будет учиться уже когда вырастет. Важен личный пример. Делаете вы - ребёнок обязательно "подхватит".
Тут нужно набраться терпения и не опережать события, даже если вы знаете, что Ваня из соседнего подъезда уже все делает сам, а ваш еле-еле обувает ботинки.
Поделитесь, что умеют или не умеют ваши детки к своему возрасту, как учили их самостоятельности?