20 января сотрудники регионального отделения Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Тверской области отметили День специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию. На торжественном мероприятии работников поздравили заместитель начальника УФСИН полковник внутренней службы Александр Лавров и начальник учреждения подполковник внутренней службы Сергей Тютин. Ветеранам и сотрудникам ведомства вручили награды.
Само выражение «специальное подразделение» говорит о заведомой непубличности его работы, особых условиях несения службы.
Немного истории
20 января 1886 года по указу Александра III конвойную стражу учредили в составе войск как самостоятельное объединение.
История тверского подразделения начинается с июля 1995 года, когда органам управления уголовно-исполнительной системы России передали функцию конвоирования осужденных и заключенных под стражу. Для этого в нем создали отдельную роту розыска и конвоирования. Как рассказал заместитель начальника отдела по конвоированию УФСИН России по Тверской области, полковник внутренней службы Александр Поликарпов, сначала ведомство располагалось на территории СИЗО-1.
- Это было небольшое помещение: шесть служебных кабинетов, класс подготовки и небольшая раздевалка для личного состава. В 2010 году построили новое административное здание, в нем предусмотрели отдельные помещения для служб и личного состава. Также огородили территорию со строевым плацем, обогреваемым ангаром для стоянки спецавтомобилей, питомником для служебных собак и учебным городком для подготовки караулов. Ну а с 2013 года наше ведомство стало федеральным казенным учреждением.
Разные автозаки
После торжественной части и награждения журналистам показали технику, которой сегодня пользуется конвойная служба ФСИН, те самые автозаки. Большинство людей думает, что такая техника нужна, чтобы увозить дебоширов с несогласованных массовых акций. На самом деле спецтехника ФСИН основную часть своего рабочего времени занята совсем другими задачами, например перевозкой отбывающих наказание граждан из колонии в лечебное учреждение ФСИН России и обратно.
Исходя из этого, максимальная вместительность нужна не всегда, поэтому автомобили бывают разные.
Самая компактная модель – «ГАЗель Некст», затем небольшой грузовичок «ГАЗон Некст» и самый большой в этой линейке – специально оборудованный «КамАЗ». Любой автотранспорт используют только по назначению и с разрешения начальника отдела по конвоированию. Мы попросили рассказать про автозаки подробнее, ведь слышали о них многие, но как устроена такая машина, не знает почти никто.
Внутри спецтранспорт разделен на специальные отсеки, так что перевозить задержанных или отбывающих наказание граждан можно как группами, так и поодиночке.
Самое большое количество людей вмещает транспорт на базе КамАЗа. В нем есть один или два одиночных отсека и два для перевозки больших групп. Спецавтомобили на «ГАЗон Некст» заметно меньше, в них пять одиночных боксов и два отсека для перевозки групп.
Самый маленький по сравнению с остальными – спецавтомобиль «ГАЗель Некст». В нем только одна групповая «камера» и всего три одиночных бокса. Кроме того, у каждой модели предусмотрен специальный отсек для караула.
Все машины оборудованы системой видеонаблюдения. Начальник караула всегда едет старшим в машине рядом с водителем, в одиночку фигурантов уголовных дел и отбывающих наказание, конечно, не перевозят. У начальника караула перед глазами закреплен монитор, на котором видно, что происходит в «коробочке». Также есть переговорное устройство, чтобы оперативно дать команду при возникновении возможной внештатной ситуации. К слову, количество человек в карауле зависит от конкретной служебной задачи. Если это плановое конвоирование – состав один. При встречном, когда кого-то передают «из рук в руки», количество участвующих в задании сотрудников ведомства увеличивают.
Каждый автомобиль оборудован сигнализацией на дверях. Если одна из них открывается, на пульт водителя и начальника конвоя сразу поступает сигнал тревоги. Правда, открыть двери почти невозможно, особенно для выхода из кузова – на ней установлена дополнительная функция блокировки.
Если говорить о комфорте, то зимой они отапливаются, а летом работает кондиционер. В каждой машине есть аварийные люки на случай ДТП или какого-то другого происшествия. При этом открыть их изнутри и выбраться самостоятельно конвоируемые не смогут – снаружи на крыше установлены специальные скобы. Одним словом, безопасность обеспечена для всех: и для контролирующего личного состава, и для перевозимого. Кстати, в каждом автозаке есть биотуалет, о необходимости добавить эту бытовую деталь много говорилось в последние годы. Чтобы справить нужду, конвоируемый сообщает сотрудникам ФСИН о своем желании, и те пускают его в специальный отсек, который расположен ближе к выходу.
В дальней дороге
В пути перевозимым полагается питание. Следственный изолятор, который их обычно и отправляет, обеспечивает конвоируемым сухие пайки. Разумеется, караул проводит досмотр личных вещей, чтобы не было запрещенных предметов.
Расстояния у нас в регионе совсем немаленькие, учреждения ФСИН есть в Торжке, Бежецке, Кашине, Вышнем Волочке, Ржеве, Нелидово, Андреаполе, путь из одного в другое может занимать несколько часов, особенно если есть промежуточная точка. Если ехать предстоит долго, то количество перевозимых в одном автозаке снижают, чтобы конвоируемым было комфортно.
Вся работа службы построена по четко выверенному, заранее построенному графику, но иногда бывают и экстренные выезды. Например, нужно отвезти фигуранта уголовного дела в больницу в Торжке, которая также является частью УФСИН. Для этого медики делают специальное заключение и экстренно звонят в ведомство, если кому-то из осужденных станет плохо в следственном изоляторе.
Служба конвоирования УФСИН в настоящий момент насчитывает почти полтора десятка спецмашин. Срок службы каждой – десять лет, после ее меняют на более современную.
Автор: Наталья Воробьева