Криштиану Роналду долгое время работал с именитым агентом Жорже Мендешем, но его переездом в Саудовскую Аравию, где португалец заработает больше, чем любой другой футболист в истории, впервые занимался другой человек. Оформить ошеломляющую сделку Роналду помог его давний друг и личный помощник Рикардо Регуфе, который раньше занимался исключительно коммерческими вопросами.
Тот, кто творит чудеса
В самом начале карьеры Роналду доверил свою карьеру Жозе Вейге: футболисту тогда только исполнилось 16 лет, он феерил в академии «Спортинга» и вот-вот должен был выйти на новый, взрослый уровень. Семья решила, что самый влиятельный агент, который ведет дела больших звезд уровня Луиша Фигу и Зинедина Зидана, – лучший вариант для главного таланта в Лиссабоне. Вейге помог Роналду подписать первый контракт со «Спортингом» – на четыре года и с зарплатой в 2000 евро в месяц, но сотрудничество продлилось недолго. Клуб платил молодым с большими задержками, и агент почти никак не помогал Криштиану решить эту проблему – у него были клиенты посерьезнее.
Спустя год в жизни Роналду появился Мендеш, приметивший талантливого юношу в одном из матчей «Спортинга». Прежде чем договариваться о личной встрече, агент постарался побольше разузнать о футболисте: ценит семью, часто советуется с мамой, имеет представителя, которому нет дела до своего клиента. В итоге Мендеш позвал Криштиану на ужин вместе с мамой – и это предопределило успех переговоров: в конце вечера стороны пожали друг другу руки.
На тот момент Мендеш не входил в число ведущих агентов мирового футбола, как сейчас, поэтому трансфер Роналду в более статусный клуб стал делом его жизни. Главное, что он говорил своему клиенту, – не думать о деньгах. Тогда это не было приоритетом. Первые переговоры с «Манчестер Юнайтед» не увенчались успехом: по дороге в аэропорт Порту Мендеш попал в аварию, сильно повредив кожу вокруг уха – по ходу встречи ему несколько раз пришлось менять повязку, из-за чего люди из «МЮ» смотрели на него как на сумасшедшего.
Когда Роналду исполнилось 18, на Мендеша вышли сразу несколько топ-клубов – «Ювентус», «Парма», «Реал», «Арсенал», но по разным причинам трансфер не состоялся. В итоге агент дожал «Юнайтед», а спустя много лет, в 2021 г., вернул своего клиента в клуб за рекордные 100 млн евро – никогда в истории столько не платили за игрока старше 30 лет.
«Его биография должна называться Milagrero Жорже Мендеш, – говорил Роналду. – Знаете, что такое Milagrero? Это тот, кто творит чудеса».
Игрока и агента связывали очень тесные, дружеские отношения. Первое разногласие случилось, когда Роналду захотел уйти из «Ювентуса» – в Турине он не чувствовал себя счастливым, почти ни с кем не общался. Да и результаты команды его не устраивали. Мендеш выступил против отъезда. Он никогда не считал правильным часто менять клубы и еще при оформлении сделки говорил, что «Юве» станет последней командой в карьере Роналду. И все же агент услышал своего клиента и смог договориться с «Юнайтед», но год спустя снова получил задание искать новый клуб – среди тех, что играют в Лиге чемпионов.
Новый владелец «Челси» Тодд Боэли встретился с Мендешем в Португалии в июне 2022 г. и был очарован идеей привести Роналду на «Стэмфорд Бридж», но главный тренер Томас Тухель сразу отверг эту идею. Официальные лица мюнхенской «Баварии» побеседовали с Мендешом, но исполнительный директор Оливер Кан сказал: «У каждого клуба есть определенная философия, и я не уверен, что это будет правильным сигналом для «Баварии», если мы его подпишем».
Мендеш уговаривал Роналду остаться в «МЮ» и доказывать свою правоту игрой, но тот не послушал – и пошел к Пирсу Моргану. Резонансное интервью не только поставило точку в карьере Криштиану на «Олд Траффорд», но и сильно испортило отношения футболиста с агентом. Португальские СМИ писали, что Мендеш был единственным в окружении Роналду, кто не боялся говорить ему правду.
Новый агент
Космический контракт в Саудовской Аравии Роналду организовал не Мендеш, а Рикардо Регуфе. В начале 2000-х он работал в Nike – продюсировал фотосессии для бренда, где и познакомился с Криштиану, который с 2003 г. является амбассадором американской компании. В 2018 г. Регуфе официально стал личным менеджером звезды. Он буквально всюду следовал за Роналду – даже в сборной, что первое время удивляло остальных игроков. Регуфе также сопровождал Роналду на встречах с различными спортивными звездами: бойцом ММА Конором Макгрегором, боксером Геннадием Головкиным и баскетболистом НБА Расселом Уэстбруком. Если португалец был нужен на каком-то мероприятии, все знали, что обращаться нужно именно к Регуфе – он мог организовать все, потому что стал для Роналду не только менеджером, но и другом.
Испанские и не только СМИ не раз писали, что отношения Роналду и Регуфе выходят за рамки деловых – к примеру, однажды папарацци застали их на совместном отдыхе. Но это все предположения, а по факту Регуфе ведет все переговоры с брендами, заключает коммерческие контракты и занимается продвижением португальца. Правда, Роналду и его не всегда слушается: Регуфе, как и Мендеш, отговаривал своего друга от интервью с Пирсом Морганом.
У Регуфе репутация человека, который всегда на виду (в сети много совместных фотографий с Роналду), но помалкивает. За все время работы с португальцем менеджер не дал ни одного интервью. Возможно, теперь, когда он провернул такую крупную сделку, Регуфе разговорится.
Человек-бренд
У Роналду внушительный список бизнес-проектов под именным брендом CR7: клиники по пересадке волос, парфюмерная линейка, сеть отелей (сейчас их пять), фитнес-центр, обувь (в партнерстве с Nike), одежда, сеть автосалонов (в партнерства с Autonocoin Group) на Мадейре, смартфоны и т. д. В каждом бизнес-направлении у Роналду есть партнер, который занимается развитием проекта. С некоторыми он сотрудничает много лет. К примеру, гостиницы под брендом CR7 открывает Дионисио Пестана, владелец португальской Pestana Hotel Group.
В декабре 2022 г. давние бизнес-партнеры анонсировали новую историю – в сфере недвижимости. Во второй половине 2023 г. Pestana планирует начать строительство жилого комплекса стоимостью 50 млн евро на Мадейре – и Роналду выступил соинвестором проекта. Элитный ЖК на 88 квартир будет расположен в Прайя-Формоза, рядом с семиэтажным зданием, где живут его мама Долорес Авейро и старший брат Хьюго.
Права на свои изображения (кроме тех, что связаны с клубом, за который футболист выступает в конкретный момент) Роналду реализует как отдельный продукт. С 2015 по 2021 г. ими распоряжалась компания Mint Media. Ее хозяин – сингапурский инвестор Питер Лим, который также владеет 83% акций «Валенсии», 40% «Солфорд Сити», доли в британском производителе суперкаров McLaren Automotive и отеле в Манчестере Hotel Football. Лим разбогател на инвестициях в акции производителя пальмового масла Wilmar – в 2010-м он обналичил все вложенные средства на пике, после чего сосредоточился во вложениях в недвижимость, сферу здравоохранения и спорт. Сотрудничество с Роналду прежде всего подразумевало экспансию его бренда в Азию – об этом говорил Лим после подписания контракта. «Он также мой хороший друг, которого я знаю некоторое время, – комментировал сделку футболист. – Считаю, что он будет хорошим партнером и принесет пользу моему бренду».
В 2021 г. отношения Роналду и Лима вышли на новый уровень: они объявили о запуске совместного проекта под названием ZujuGP. Это мультифункциональная платформа, ориентированная на азиатский рынок. Ее цель – объединить футбол, технологии и коммуникации. Так, ZujuGamePlay – это иммерсивный сервис для фанатов, где они могут совместно смотреть игры и развиваться «в полнофункциональной экономике, охватывающей реальный и цифровой миры». ZujuGP Exchange – платформа для найма, где профессионалы-соискатели и клубы могут найти друг друга. ZujuGP Rank, наконец, – цифровая футбольная академия, где собраны различные тренировки. Работу сервиса планируется поддерживать с помощью искусственного интеллекта, а защищать данные поможет технология блокчейна.
Чем ближе конец карьеры Роналду, тем больше о заботится о расширении своего бренда. Интересно, что вместе с этим сменилось и позиционирование его образа: если раньше Роналду представлял собой сверхмужественного плейбоя с идеальным телом, то последние годы он предстает идеальным семьянином со множеством детей. И это тоже часть его стратегии по зарабатыванию денег – просто уже несколько в иной плоскости. Главное, чем занимался и продолжает заниматься Роналду все годы своей карьеры – это построение своего как спортивного, так и коммерческого бессмертия. Когда закончится футбол, он останется крупным и привлекательным для спонсоров брендом, потому что когда-то португалец много и упорно работал над своим имиджем.