Найти в Дзене
Юниверсал Моторс

Ява в СССР: история культового мотоцикла

Оглавление

С чешскими мотоциклами марки Jawa многих из нас связывают приятнейшие воспоминания: у кого-то он был, кто-то его хотел, но никак не мог купить. Jawa увековечена в советском кино — это фильмы «Бриллиантовая рука», «Приключения Электроника» и многие другие. Блестящая хромом 350-я была олицетворением чего-то такого, что нельзя было достичь большинству советских людей. На Яву копили, за Явой стояли в очереди, искали запчасти и покупали их по запредельным ценам. Рассмотрим историю мотоцикла, столь популярного в СССР.

Ява до войны

История марки Jawa начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Яничек Франтишек приобрел патент на использование одной из моделей мотоцикла Wanderer, хорошо известной немецкой марки. Таким образом, получилось название новой марки Jawa: Ja — от имени Яничек и Wa — первые две буквы названия Wanderer.

Первый мотоцикл марки Ява, аналог немецкого Wanderer'a
Первый мотоцикл марки Ява, аналог немецкого Wanderer'a

Широкую известность Ява приобрела в 1946 году, представив на выставке в Париже новинку – Jawa 250 Perak. Модель вызвала фурор своими техническими новшествами. Все дело в том, что мотоцикл разрабатывался еще в военные годы, на оккупированных чешских заводах. В тайне от немецкого руководства чешские инженеры произвели и испытали совершенно новую конструкцию и даже сумели подготовить техническую базу для серийного выпуска. Ява значительно опережала конкурентов, её внешний вид: хромированный каплевидный бензобак, алюминиевые кожухи на карбюраторе, глушители интересной формы – значительно отличался от морально устаревших послевоенных моделей.

Jawa 250 Perak
Jawa 250 Perak

Такой современный и красивый мотоцикл сразу понравился покупателям. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 началась современная история марки.

Ява в СССР

В 1953 выходит усовершенствованная модель Jawa 350. Обновленный «Перак» получил маятниковую подвеску и сзади и гидравлическую на оба колеса. Так появилась 350–354/01, которую за мягкость хода с новой подвеской прозвали «Кивачкой», а после снятия с производства и перехода на новую Jawa 634 стали ласково называть «Старушкой».

-4

Эту модель правительство СССР и заказало для внутреннего рынка. Ява пришлась по вкусу советскому потребителю. В СССР ее назвали «Чекушкой» из-за рабочего объема двигателя. Простота конструкции, современный дизайн, комфорт при езде – вот что заставляло советских байкеров купить себе «Яву». А ведь стоила она ощутимо дороже прямого конкурента Иж-56.

"Старушка" с коляской Velorex 560
"Старушка" с коляской Velorex 560

Специально для "Кивачки" была разработана коляска – Velorex 560, именно она приумножила успех компании на советском рынке. Её изящный кузов изготовлен из слоистого стеклопластика, а за спинкой объемный багажник.

Во многих крупных городах СССР открывались специализированые магазины запчастей Jawa. Он и стал местом для собраний первых «Явистов». Новые модели и аккуратно разложенные детали привлекали мотолюбителей любого возраста. А яркие рекламные плакаты моделей, которые не поставлялись в СССР, побуждали байкеров кастомизировать свои мотоциклы.

Jawa 250 Californian не поставлялся в СССР
Jawa 250 Californian не поставлялся в СССР

Перед распадом СССР

С 1973 года в СССР поступила первая партия новейших мотоциклов из Чехословакии Jawa 350-634.

Мотор не подвергся сильным изменениям, но новая Ява стала мощнее (22 л.с.). А вот внешний облик мотоцикла разительно отличался от «Старушки». На место плавных и округлых линий, популярных в прошлом десятилетии пришли рубленые грани, придающие мотоциклу агрессивности.

Мотоцикл создавался с ориентировкой на советского потребителя: надежный, выносливый и простой в эксплуатации. Такой подойдет не только для городского человека, но и жителя деревни. Рама у мотоцикла сдвоенная из труб круглого сечения, такая конструкция ранее использовалась только у спортивных моделей.

-7

Бак вмещал 16,2 литров, что при контрольном расходе топлива (смесь бензина с маслом) в 4 л/100 км позволяет проехать без заправки свыше 400 километров.

Отказ от критических изменений в конструкции мотора привел к постепенному отставанию «Явы» от других мировых производителей. Более того в СССР появился и собственный конкурент – Иж Планета-Спорт. Молодежный «ПС» значительно обходил Яву в скоростных характеристиках. Однако в СССР Ява всё ещё оставалась на пике славы и была пределом мечтаний советского школьника.

1984-й год ознаменовался выходом модели Jawa-638. Принципиальное отличие нового агрегата от предыдущего 634-го заключалось в переходе на 12-вольтовое электрооборудование и применении алюминиевых цилиндров с чугунной гильзой.

-8

В это время бренд Jawa был на волосок от банкротства и выживал только за счёт продаж в странах социалистического блока. Но в СССР Яву любили. До сих пор люди послевоенного поколения уверены в том, что “Ява” была почти идеальна. Популярность этих мотоциклов была такой, что стоянок и гаражей на всех владельцев не хватало и многие, даже проживая в высотных домах, хранили свои мотоциклы просто закатив их в прихожую квартиры.

На Явах проводились любительские соревнования, и мотоспортивные слеты. Для молодёжи того времени мотоцикл был не просто банальным средством передвижения, но и символом свободы, позитивных перемен и возможности завести друзей везде где только захочется. Впоследствии субкультуры мотолюбителей стали более агрессивны. Парни, мчащиеся на шумных «Явах», стали обычным явлением для ночных дорог.

-9

Ява в современности

Распад СССР “Ява” пережила благодаря сохранившимся техническим патентам, которые продавались другим производителям мототехники. Так, например, известно, что помимо СССР, Ява полюбилась байкерам из Индии. Сейчас с падением железного занавеса и нарастанием мировой глобализации компанией Jawa выпускается ряд моделей, использующих в основном чешские комплектующие, но на них ставятся импортные двигатели.

JAWA 350 OHC Prima из магазина Юниверсал Моторс
JAWA 350 OHC Prima из магазина Юниверсал Моторс

Современная Ява - это идеальное сочетание классического дизайна, качественных характеристик и передовых функций.