25 января мы отмечаем День штурмана Военно-Морского флота.
Это же и день основания нашей Альма-матер - Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознаменного ордена Ушакова I степени училища имени М.В. Фрунзе, ныне - Военно-морского корпуса Петра Великого.
История старейшего учебного заведения России, любимого детища Петра I, началась 14 (25) января 1701 года, когда был издан петровский указ об учреждении школы «Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учения».
Что есть штурманская наука, в чём состоит хитростность этих самых навигацких искусств, можно оценить по следующему историческому свидетельству.
В «Очерке истории Морского Кадетского Корпуса», составленном, Ф.Ф.Веселаго в 1852 году, приводятся материалы экзаменования одного из лучших воспитанников Корпуса - сержанта Петра Степанова при производстве его в мичмана, то есть при выпуске из учебного заведения:
(дочитайте до конца, это того стоит!)
«В экзаменационной тетради, представленной в Адмиралтейств-Коллегию и состоящей из вопросов экзаменатора и ответов экзаменуемого, прежде всего находится следующая выписка из формулярного списка:
«Сержант Пётр Степанов от роду имеет 25 лет, из дворян, в 1743 определён из недорослей в Морскую Академию в ученики, в 1745 году написан в гардемарины из науки сферики, в 1753 году пожалован в кадетский корпус сержантом из науки круглой навигации.
Артиллерии, фортификации, рисованию, корабельных членов, экзерциции ружейной и пушечной обучался. На море служил 8 компаний».
Вслед за этим приложены аттестации командиров и далее вопросы экзаменатора, ответы Степанова и резолюции на эти ответы.
Вот вопросы, сделанные Степанову:
1) О приливах и отливах.
2) Об исправлении румбов.
3) О дрейфе корабля при данной парусности.
4) Об определении течения моря на якоре и со шлюпки.
5) Об определении скорости корабля.
6) О поверении склянок.
7) Об определении склонения компаса на берегу и на море.
8) Задано несколько примеров из вопроса 7).
9) Об определении широты места (находил её по меридиональной высоте солнца, которую измерял квадрантом).
10) Задача: «1 мая 1720 года ниже объявленные плаватели, будучи в разных местах, усмотрели высоту солнца:
1-й: северный край солнца;
2-й: южный край солнца в своих зенитах;
3-й: нижний край солнца в полночь;
4-й: верхний край солнца в полдень, на своих меридианах в горизонтах.
Желаю знать, в каких широтах плаватели находились?»
Это уже род астрономического фокуса-покуса, который, вероятно, тогда задавался только отличным ученикам. Однако, Степанов разрешил задачу.
11) Исправление высот солнца.
12) Пример определения широты места по меридиональной высоте солнца.
13) О меркаторском счислении.
14) Об исправах счисления.
15) По разности долготы, сделанной по параллели в известной широте, сыскать плавание?
16) Сколько в градусе земном разных мер?
17) Пример исправ счисления и плавания по дуге Великого круга, для которого вычислено 18 курсов.
18) Задача: «Когда звезда Сириус восходит и заходит в одно время с солнцем на московском горизонте, и в какой широте восходит вместе со звездой Капеллою?»
Из морской практики спрашивали:
1) Нагрузку, определение длины и толщины главных частей рангоута и такелажа, вес канатов и якорей.
2) Сняться с якоря.
3) С фордевинда (курс относительно ветра — по ветру. Прим. Авт.) привести (корабль) в бейдевинд (курс относительно ветра — против ветра. Прим. Авт.).
4) Поворотить овер-штаг(поворот на новый галс, когда судно не пересекает линию ветра носом — Прим. Авт.).
5) Поворотить через фордевинд (поворот на новый галс, когда судно пересекает линию ветра носом — Прим. Авт.).
6) В бейдевинде под всеми парусами принять шквал.
7) Что делать, идя в бейдевинде под всеми парусами, если ветер свежеет?
8) Рыскливый корабль исправить нагрузкой.
9) Идя на фордевинде, стать на якорь.
10) Стоять на якоре в свежей ветер.
11) Стать фертоинг (способ постановки судна на 2 якоря, при котором оно, разворачиваясь под действием ветра или течения, остаётся между якорями — прим. авт.).
12) Что делать в случае потери мачт вдали от порта?
13) Как заменить потерянный в море руль?
14) При открывшейся сильной течи спасти корабль.
15) Приготовить военный корабль к походу.
16) В отдалении сравнить силу своего судна с неприятельским.
17) Сравнить скорость неприятельского судна со скоростью своего.
18) Узнать, своё или неприятельское судно при сближении выиграет ветер.
19) Ежели неприятель побежал на фордевинд, как его лучше догнать?
20) Где место репетичного фрегата (небольшое двухмачтовое судно, предназначенное при следовании флота в море находиться на траверзе адмиральского корабля и репетовать сигналы флагмана для лучшей видимости их остальными кораблями — прим. Авт.) или брандера во время хода и сражения?
21) Построиться в линию баталии.
22) Исправить линию баталии при перемене ветра».
Ответы на это написаны весьма отчетливо, даже с большей подробностью, нежели требовалась по вопросам. Если в экзаменационной тетради всё написано самим Степановым, в чём нет причин и сомневаться, то в Морском Корпусе и в первые годы его существования учили и учились с пользою для флота».
Оценили? То-то!
Если в середине XVIII века столько точных наук нужно было изучить, представляете, сколько нужно знать сегодняшним штурманам?
За Военно-Морскую науку! За штурманию и навигацию! За Военно-Морской флот! За родную Систему!
Виват, гардемарины!!!
Представителям других флотских специальностей и выпускникам иных ВВМУЗов просьба не обижаться — и на ваших улицах будут праздники!)
А Татьянам и студентам - от штурманов и фрунзаков - наши отдельные поздравления!
Протрактор.
-
Ваши подписка, лайки и комментарии помогают развитию нашего канала. Благодарим Вас за них!