Найти тему

Что такое сплошняк (экс-директор института о студенческих годах)

Оглавление
Сергей Геращенко на защите своего собственного диплома
Сергей Геращенко на защите своего собственного диплома

Сергей Михайлович ГЕРАЩЕНКО, профессор кафедры градостроительства, возглавлял Институт архитектуры и дизайна с 2010 по 2021 г. (а в целом уже 46 лет отданы институту, начинал с ассистента на кафедре)

Откликаясь на неожиданное для меня предложение вспомнить что-нибудь из студенческой жизни, хочу поделиться некоторыми воспоминаниями. Правда, не уверен, что это будет понятно и интересно студентам не архитекторам, но студенты ИАиД должны понять.

Мне посчастливилось учиться в двух архитектурных вузах: на архитектурном факультете Алма-Атинского политехнического института, куда я поступил в 1969 году, и в Московском архитектурном институте, где и защищал диплом в 1976 году. Бунин, Бархин, Уллас, Бабуров, Афанасьев, Степанов, Гольдзамт, Квасов, Русаков и многие другие педагоги, у кого посчастливилось учиться, по чьим книгам учится не одно поколение архитекторов, кому довелось сдавать экзамены и проекты, — разве это не счастье!?

Первокурсник Геращенко
Первокурсник Геращенко

Но хочу остановиться и рассказать о СПЛОШНЯКАХ. Это явление прижилось только в МАРХИ, хотя история сплошняков имеет давнюю традицию начиная со знаменитой Академии изящных искусств École des Beaux-Arts в Париже в XIX веке, где для студентов-архитекторов было весьма обычной практикой неистово работать над проектами в командах в течение недели, вплоть до крайнего срока, когда подрамники с готовыми работами погружались на тележку (charrette), чтобы доставить их на обход в Академию.

Суть в том, что расписание у архитекторов сделано так, что для всех курсов перед сдачей проекта освобождаются три дня только для занятий проектом. Никаких других лекций, семинаров. Работать можно три дня по 24 часа с перерывом на перекур и чай… без сна и отдыха.

Но предшествовала сплошняку процедура натягивания ватмана на подрамники. Она проходила в подвальном пространстве МАРХИ, где стояла ванна с водой, в которой ватман замачивался перед натяжкой. У каждого были свои секреты этого священнодействия. Результатом должен был стать идеально ровный подрамник, без морщин по углам.

Вот так выглядели спошняки
Вот так выглядели спошняки

А ещё были «рабы». Это студенты младших курсов, которые из благоговения перед авторитетом и звёздностью старшекурсников бескорыстно и абсолютно бесплатно работали день и ночь на дипломников. Просто так. И это была тоже определённая традиция, школа для младших. Студенты «средних» курсов боролись за право стать «рабами» лучших, на их взгляд, дипломников, гордились и работали на своих кумиров. Единственным вознаграждением были чай с сухарями и приобретённый опыт черчения, отмывки, макетирования.

Да, забыл сказать, что все проекты делались вручную, на подрамниках, тушью, рапидографами. Ни о каких компьютерах мы и не слышали, вернее, слышали, но не видели! И, может быть, самое главное: проект выполнялся в аудиториях, не по домам, а в большом дружном коллективе. Кто не знает сплошняк — не архитектор. Не архитектору сплошняк не понять. Так же как и наши клаузуры!

Почти полвека минуло с тех пор, а забыть стройотряды, сплошняки, любимых педагогов не получается, к счастью!

Сергей Геращенко
Сергей Геращенко

Ещё больше историй из студенчества здесь

Наука
7 млн интересуются