«Можно мотивировать ребенка погремушкой и звуковыми игрушками. Если есть минимальный остаток зрения, всякие светящиеся штучки будут весьма интересны».
«Особый взгляд» запустил проект «100 вопросов незрячему». В его рамках незрячие люди отвечают на вопросы людей без нарушения зрения — даже на те, которые могут показаться странными или банальными.
Присылайте свои вопросы по адресу: editor@specialview.org.
Маргарита Мельникова, незрячая с рождения
«Дети по природе своей исследователи, не важно, видят они или нет. Маленький ребенок еще не понимает, что он незрячий, ему неведомо чувство опасности. Если его свободу передвижения не ограничивают родители, то малыш будет везде ползать, всюду тянуть ручонки. И, конечно, повинуясь инстинкту, он будет пытаться встать и пойти.
Малыш при помощи родных, которые должны обеспечить ему безопасность, исследует окружающее пространство: кроватку, игрушки, манеж, комнату… Мама, папа и другие близкие люди будут держать его за ручки, не дадут больно ушибиться, даже если малыш упадет (а это неизбежно!). Родные станут говорить с малышом, звенеть погремушкой, чтобы он полз или шел на голос, на звук.
Конечно, незрячий ребенок может пойти туда, куда видящий побоялся бы, например, к краю лестницы или к открытому окну на лоджии. Если в квартире или в доме есть "зоны риска" — открытые подвалы, крутые ступеньки, острые углы или стеклянные шкафы, то родным незрячего малыша приходится быть особенно бдительными и не спускать глаз с маленького исследователя.
Как бы не было им страшно за ребенка, "вдруг он споткнется, ударится, упадет?", лишать его возможности самостоятельно познавать мир не стоит.
Мебель с острыми углами на время можно накрыть плотной тканью, проследить, чтобы ребенок не дотянулся до горячей кастрюли на плите, прибрать с дороги потенциально травмоопасные вещи, разбросанные по комнате, — и пусть малыш смело делает свой первый шаг!»
Регина, незрячая с рождения
«Бывает, что незрячие дети довольно долго не ходят и даже не ползают, потому что родители боятся спускать их с рук, выпускать из манежа или коляски.
Конечно, зрячих людей понять можно. Они опасаются, что ребенок поползет не туда, ударится, будет врезаться в стены и предметы мебели. Собственно, это неизбежно. Здоровые дети точно также не смотрят под ноги, спотыкаются и падают.
Данный страх необходимо преодолевать, отпускать детей на пол. Естественно, под присмотром взрослых.
Бывают ситуации, когда сам ребенок боится ползать или ходить, особенно если что-то видел, а потом перестал. Страшно заставлять себя ходить после такого стресса даже взрослому человеку, что уж говорить о малышах.
Здесь тоже, безусловно, важен настрой родителей. Нужно показывать, как правильно ползать, а потом и ходить. Не всегда ребенок способен справиться сам, на уровне рефлексов.
Зачем ползти, ребенок тоже обязательно разберется. К примеру, можно ползать за мамой и прочими домочадцами, определяя их местонахождения по голосу.
Можно также мотивировать ребенка погремушкой и прочими звуковыми игрушками, особенно, если они из разряда любимых. Если есть минимальный остаток зрения, всякие светящиеся штучки тоже будут весьма интересны малышу.
Незрячие дети отлично чувствуют, например, жар, исходящий от печи, и постараются обойти столь опасное препятствие.
Ребенок обязательно научится всему тому, что умеют его зрячие сверстники, нужно только чуть больше времени и терпения взрослых».