Найти тему
история страны

Так будет трамвай в городе Шахты.

Так будет трамвай в городе Шахты

Более чем 90 лет назад шахтинцы были объединены созидательной и полезной обществу идеей - сделать свою жизнь лучше и у них это получилось... В ноябре 1930 года Шахтинско-Донецким окружным исполкомом было принято решение о прокладке трамвайной линии в городе Шахты. В 1931 году была утверждена смета на его постройку, при горсовете был создан сектор управления строительством трамвая, он занимался заготовками материалов в различных городах Советского Союза. Рельсы привозили из Красного Сулина,Ростова-на-Дону, Таганрога, Армавира, Мариуполя, Минеральных Вод, Пятигорска.

В результате они получались разными по типам, длине, искривлённости и изношенности, поэтому рельсы подвергали специальной обработке, из отрезков сваривали отдельные звенья длиной 25-30 метров. Таким образом, было переработано 850 тонн рельсов. Прокладка трамвайных путей проходила лозунгом «Даешь трамвай!», все этапы строительства под этим девизом освещала газета «Красный шахтер». Строительство трамвая вызывало большой энтузиазм, на субботники выходило несколько сотен человек. Шахтинцы решили проложить линию и пустить трамвай за год. В фондах Шахтинского краеведческого музея сохранился альбом "Строительство Шахтинского трамвая. 1931-1932 г.г.", где собраны уникальные фото свидетельства проекта.

Панорама   ул. Советской от ул. Пушкина. Рельсы расходились на месте бывшей   водонапорной башни. Весна 1932 г.
Панорама ул. Советской от ул. Пушкина. Рельсы расходились на месте бывшей водонапорной башни. Весна 1932 г.
Засыпка   балласта.
Засыпка балласта.
Подбивка   первого строения пути
Подбивка первого строения пути
Строительство   трамвайной линии. Земляные работы и прокладка рельс
Строительство трамвайной линии. Земляные работы и прокладка рельс
Монтаж   моста
Монтаж моста

7 ноября 1932 года, в честь 15-летия Октябрьской революции, по улице Советской от железнодорожного вокзала до площади Ленина в сопровождении сотни людей проследовал пробный трамвайный вагон.

Состоялся   митинг, где чествовали самых активных строителей. 7 ноября 1932 года. Прибыл 1-й трамвай. С 13 ноября   движение стало регулярным, но это было начало народной стройки. Весь 1933 год   продолжалось строительство трамвайных линий. Сохранилась листовка   1933 года с призывом к участию в строительстве.
Состоялся митинг, где чествовали самых активных строителей. 7 ноября 1932 года. Прибыл 1-й трамвай. С 13 ноября движение стало регулярным, но это было начало народной стройки. Весь 1933 год продолжалось строительство трамвайных линий. Сохранилась листовка 1933 года с призывом к участию в строительстве.
  1933 году трамвайное депо разместили в здании храма Покрова Пресвятой Богородицы,   трамвайные рельсы проложили прямо к алтарю. Депо проработает до   1997 года и будет перенесено с связи с началом восстановления Собора  Покрова   Пресвятой Богородицы.
1933 году трамвайное депо разместили в здании храма Покрова Пресвятой Богородицы, трамвайные рельсы проложили прямо к алтарю. Депо проработает до 1997 года и будет перенесено с связи с началом восстановления Собора Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1933 года открыли маршрут № 2 под народным названием "комсомольский", проложенный на   восточную окраину города до шахты им. "Пролетарская диктатура". В   мае 1933 г.  была продлена 1-я линия до Грушевского   моста. В октябре 1933 года линия была проложена к месту,  получившему   название "Первое пересечение". Интересно, что это   название  остановка   трамвая получила потому, что здесь впервые трамвайная линия пересеклась   с железнодорожной линией, которая проходила от станции "Власовские копи" до Аксая (1-я   железная дорога на Дону, построенная в   1863 году). Позднее появилось "2-е пересечение".
В 1933 года открыли маршрут № 2 под народным названием "комсомольский", проложенный на восточную окраину города до шахты им. "Пролетарская диктатура". В мае 1933 г. была продлена 1-я линия до Грушевского моста. В октябре 1933 года линия была проложена к месту, получившему название "Первое пересечение". Интересно, что это название остановка трамвая получила потому, что здесь впервые трамвайная линия пересеклась с железнодорожной линией, которая проходила от станции "Власовские копи" до Аксая (1-я железная дорога на Дону, построенная в 1863 году). Позднее появилось "2-е пересечение".
До   войны трамвайный парк состоял из 25 моторных и 17 прицепных вагонов, изготовленных   на Мытищинском заводе, был оборудовано помещение для осмотра   вагонов, ремонтные мастерские, подстанция. 22 километровая трамвайная сеть была построена в городе за 3   года. На волне энтузиазма в  парке открыта   и трамвайная дорога для детей.
До войны трамвайный парк состоял из 25 моторных и 17 прицепных вагонов, изготовленных на Мытищинском заводе, был оборудовано помещение для осмотра вагонов, ремонтные мастерские, подстанция. 22 километровая трамвайная сеть была построена в городе за 3 года. На волне энтузиазма в парке открыта и трамвайная дорога для детей.

Всесоюзная газета "Пионерская правда" в 1935 году сообщала: "23 августа в парке культуры города Шахты (Азово-Черноморский край) открылся детский трамвайный парк. По кольцевому пути курсирует один вагон. Пассажиры исключительно дети. Взрослые допускаются только при маленьких".

Во время Великой Отечественной войны были подорваны несколько вагонов вместе с Грушевским мостом, разрушено путевое хозяйство и подвижной состав. В здании трамвайного депо располагались мастерские по ремонту немецких танков.

-10

Сразу после освобождения города шахтинцы приступили к восстановлению трамвайного хозяйства. 5 ноября 1944 года трамвайное движение было восстановлено.

-11
-12
Трамвай образца 1946 года.
Трамвай образца 1946 года.

В 1957-м году трамвайным транспортом было обслужено 25 миллионовпассажиров, строились новые участки путей. После войны в Шахтах была построена всего лишь одна новая трамвайная линия — ответвление от третьего маршрута до шахты «Южная». Это произошло в 1962 году.

-14

Трамвайная линия по проспекту Победы Революции.

-15

Движение по линии Советская ул. - просп. Победа Революции – шахта «Пролетарская Диктатура» было закрыто в 1976 году в связи с прокладкой по проспекту Победа Революции троллейбусной линии. Троллейбус в городе Шахты был запущен 8 мая 1975 года , а с 30 сентября Троллейбус начал регулярные перевозки пассажиров. На фото пионеры открывают 1-й маршрут.

-16

В 1970-е годы весь подвижной состав трамвайного транспорта был заменен и переведен на без кондукторное обслуживание.

-17

Ремонтные работы в районе Грушевского моста. 1975 г.

-18

К 1980-м годам протяженность трамвайных путей составляла 35 км, город обслуживали 68 трамвайных вагонов.

-19

В 1990-х г. трамвайный транспорт приходит в упадок. 13 февраля 1992 г. Газета "Поле зрения" писала: "В городе возникли особые трудности в работе трамваев. На 2-х маршрутах их использовалось не более 5, а необходимо было 15. На остановках собирались толпы пассажиров".

-20

Трамвай образца 1992 года

-21

К 2001 году путевое хозяйство деградировало настолько, что по многим участкам движение было затруднительным, 2/3 трамвайных путей находились в аварийном состоянии, необходимо было капитально ремонтировать и обновлять вагоны, требовалась реконструкция тяговых подстанций, кабельного хозяйства. На эти средств у города не было.7 декабря 2001 года — по требованию местного подразделения ГАИ трамвайное движение было закрыто с формулировкой «из-за небезопасного для эксплуатации состояния инфраструктуры». В2002 г. было принято решение о ликвидации трамвайного движения в городе.

Шахты — единственный город в Ростовской области, где произошло полное закрытие электротранспорта и один из немногих городов в России, в котором закрылось движение, как трамваев, так и троллейбусов (2007 год).

Вот так глупо закончилась жизнь трамвая в городе Шахты. Сегодня, а я думаю, что настало время и необходимо спросить с тех чиновников, кто убил труд наших отцов, матерей, которые, не доедая, в такие трудные годы старались улучшить жизнь в нашей стране и конкретно в городе Шахты. 7 декабря 2001 года — по требованию местного подразделения ГАИ трамвайное движение было закрыто с формулировкой «из-за небезопасного для эксплуатации состояния инфраструктуры» В какие это времена подразделения ГАИ убивали целую отрасль города.. Так можно закрыть все, вплоть до разных заводов и городов в целом. Это уже были двухтысячные годы, а не какие то лихие 90. Но видимо власти еще шли по накатанной дороге девяностых годов.

Где же были местные власти, власти области, да и вообще власти страны. Сегодня мы видим, с какими потугами возрождается трамвай в городе Таганроге. Так не ужели труд наших отцов и матерей так и пропадет. Трамвай в городе Шахты работал (да и не только в Шахтах), перевез миллионы шахтеров и гостей города. Это экологически чистый транспорт и намного дешевле нашего автотранспорта.

Я думаю, что пора возрождать в городе трамвайный транспорт, а органы власти должны разобраться с теми кто убил труд нашего народа. Пора наводить порядок. .

В.Репин.