Найти в Дзене
Росгвардия

Росгвардия. Хроники

Дальневосточники на "Огненной дуге"

Воспоминания начальника штаба 283-го отдельного полка 140-й отдельной дивизии майора Александра Дмитриевича Болонина о подвигах бойцов и командиров 258-го хабаровского стрелкового полка войск НКВД в боях на Курской дуге.

Время неуклонно отдаляет нас от тех огненных лет. Наш общий долг – сделать всё, чтобы память о великом подвиге советского народа жила в следующих поколениях, наших детях и внуках.

Гигантским огненным валом катилась война по нашей стране. Героически сражались советские воины, отстаивая честь, свободу и независимость Родины. К тому времени, когда мы приближались к фронту, золотыми буквами были вписаны в книгу истории битва под Москвой, героическая оборона Одессы и Севастополя, разгром немцев под Сталинградом. Впереди было одно из peшающих сражений Второй мировой войны – битва на Курской дуге.

140-я стрелковая дивизия войск НКВД, куда, кроме хабаровского, входили 371-й сибирский артиллерийский, 96-й читинский и 283-й красноуфимский полки, была сформирована в феврале 1943 года. По железной дороге соединение было переброшено в Елец, а оттуда совершило 350-километровый марш в район Дмитровска-Орловского и вошло в состав 70-й армии. Почти с ходу дивизия вступила в тяжёлые бои в районе населённых пунктов Трофимовка и Хальзево, оказавшихся на стыке 13-й и 70-й армий Центрального фронта.

258-й хабаровский стрелковый полк войск НКВД оборонялся на правом фланге соединения в районе высот 259,0 и 272,9. Немцы подошли к боевым порядкам полка утром 7 июля. Замерли у пулемётов бойцы, вглядываясь в густые цепи гитлеровцев, приникли к прицелам противотанковых ружей истребители танков, ожидая, когда бронированные чудовища подойдут на дистанцию открытия огня. Ни один из воинов-чекистов не дрогнул в решающий момент. И вот долгожданная команда – «Огонь!» Словно огненный смерч обрушился на
фашистов. Оставляя многочисленные трупы, дымные костры горящих танков, они откатились назад. Так повторялось не раз. Отразив в течение 7–8 июля многочисленные атаки гитлеровцев, полк удержал занимаемые позиции, воины-хабаровцы не отдали врагу ни пяди родной земли.

С утра 9 июля бой вспыхнул с новой силой. Хорошо понимая, что время работает на советские войска, немцы усилили натиск. В 15 часов батальон пехоты противника при поддержке 10 танков атаковал оборону 3-го батальона хабаровского полка. Проявляя мужество, стойкость и героизм, воины подразделения отбросили противника. Всего же в этот день были отбиты четыре вражеские атаки.

На левый фланг чекистской воинской части фашисты бросили до 40 танков и около полка пехоты. Здесь противник попытался овладеть высотой 253,5. Но, измотанные непрерывными боями, воины-чекисты не дрогнули. Трижды бросались в ожесточённые атаки разъярённые гитлеровцы и каждый раз, неся большие потери, откатывались от изрытой воронками, дымящейся высоты. Умело, самоотверженно действовали в этом бою артиллеристы под командованием младшего лейтенанта Битова, которые уничтожили 3 фашистских танка.

Дни боёв 7–10 июля были полны беспримерными подвигами, мужеством,
отвагой воинов 258-го хабаровского стрелкового полка войск НКВД. Стойко удерживая занимаемые позиции, они уничтожали ненавистных захватчиков, даже в самых сложных ситуациях оставались верными клятве, данной Родине.

-2

За три дня боёв на Курской дуге бесстрашные бойцы и командиры воинской части уничтожили 42 танка, до полка пехоты противника. 111 воинов-дальневосточников за мужество и героизм были представлены к государственным наградам.

Образцы доблести и бесстрашия показали в оборонительных боях на Курской дуге медицинские работники полка, эвакуируя с поля боя под непрерывным обстрелом раненых бойцов и командиров. Так, санитар красноармеец Смирнов вынес с поля боя 20 раненых, уничтожил 9 фашистов. Военфельдшер 3-го батальона Ирина Васютина эвакуировала с поля боя 80 раненых, санитары младший сержант Мостовой и красноармеец Моралезин только 10 июля под ожесточённым огнём врага вынесли 25 тяжелораненых бойцов, оказали помощь 50 легкораненым. Именно благодаря им, самоотверженным труженикам войны, была спасена жизнь многим бойцам и командирам, и впоследствии они вернулись в родной полк.

Никогда не забудут однополчане подвиг красноармейца 8-й роты Ивана Винокурова. 10 июля он участвовал в отражении 11 атак противника. Был ранен, но не покинул поле боя. Во время 12-й атаки фашистским автоматчикам при поддержке танков удалось потеснить роту. Иван Винокуров оказался в окружении врагов. Но отважный воин, истекая кровью, успел заколоть штыком одного фашиста. В это время его сбили на землю, ударили прикладом по голове. Немцы посчитали, что он убит. Они изрезали его кинжалами, обыскали – Иван не подавал признаков жизни. Но солдат был жив. В этот момент миномётный огонь с нашей стороны заставил гитлеровцев убраться восвояси. Наступила ночь. Вокруг слышалась немецкая речь. Теряя последние силы, Иван пополз в ту сторону, откуда слышались пулемётные очереди родного «максима», – к своим. 1500 метров, которые отделяли солдата от переднего края, Винокуров прополз за три дня. 13 июля наши разведчики подобрали истекающего кровью, полуживого бойца и доставили в санчасть. За этот подвиг красноармеец Иван Винокуров был награждён орденом Ленина.

Планы гитлеровского командования провалились. Измотав, обескровив отборные фашистские дивизии, советские войска нанесли ответный удар. 15 июля земля вздрогнула от залпов нашей артиллерии, небо прочертили огненные кометы реактивных снарядов, на фашистов обрушили бомбы краснозвёздные бомбардировщики. В наступление двинулись войска всего Центрального фронта. И среди тех, кто шёл по родной земле, очищая её от ненавистных захватчиков, были воины 258-го хабаровского стрелкового полка войск НКВД, выстоявшие, не отступившие ни на шаг в смертельной схватке с врагом.

Александр Болонин с будущей супругой Верой Подковко (Лето 1944 года).
Александр Болонин с будущей супругой Верой Подковко (Лето 1944 года).