Всем привет! Продолжаем принцессно-диснеевские посиделки. Страшно подумать, но сегодня у нас предпоследняя часть посвященная принцессе Анне и королеве Эльзе. Весь цикл статей можно найти в одноименной подборке:
Мультфильм 2013 года вновь пострадал от странного перевода названия, но не будем об этом. Оставим переводчиков при их виденье и страсти везде видеть сердца. Лучше обсудим историю и персонажей. На статью всё равно хватит с избытком.
Начнём не по традиции с начала, а сразу с горячего, то есть претензий. У меня их целый список, но хорошее в мультфильме тоже есть. Обещаю о нём тоже написать. Слишком уж силён мой ключевой вопрос к этой истории дабы игнорировать или откладывать: а о чём она?
Обычно тематику истории я описываю как часть статьи. Плюс в мультфильмах о принцессах у диснея нет какого-то запредельного разнообразия, чтобы дополнительно подчеркивать. Вопрос может показаться глупым или придиркой не по теме. Мол, хорошо же, что попробовали нечто новое. Проблема в том, что лишь отчасти. Плюс сделанное обострило обычно не слишком занимательные проблемы многих диснеевских мультфильмов.
Основные темы определяются легко, как и должно быть в мультфильме рассчитанном на детскую аудиторию: история двух сестёр(Анны и Эльзы), сложности отношения с собой вплоть до психологических заболеваний(бесконтрольная магия Эльзы), проблемы воспитания аукающиеся во взрослой жизни(странные родительские решения девочек), нельзя выходить замуж за первого встречного(!), да и в целом тема любви. И всё бы неплохо, только ни одна из этих идей до конца не раскрыта. Во многом потому что завязок на сезон если не больше сериала, а хронометража час сорок.
При этом у нас четыре(!) основных персонажа для каждого из которых заявлена своя проблематика. Повторюсь, будь перед нами нечто похожее на "Аватар: легенда об Аанге" было бы хорошо. Можно постепенно рассказывать историю каждого героя, показывать как он дошел до жизни такой, как смог преодолеть свои проблемы или наоборот как стал отрицательным героем, разбавляя это милой филлерностью, сделав из очередного мультика про Принцессу нечто по-настоящему оригинальное и не рассчитанное в первую очередь на девочек. Увы, реальность другая. В ней события происходят где-то слишком быстро, а где-то наоборот затягиваются режиссерскими решениями. как же меня бесила песня снеговика когда-то.
Я понимаю чем это вызвано - попытками сделать мультфильм универсальным. Маленькому мальчику будет скучно смотреть на разборки Анны и Эльзы, вот ему и показывают Кристофа со Свеном, начиная с ничего не дающего истории пролога с ними. К сожалению, это не делает историю лучше, делая ситуацию по-своему парадоксальной: с одной стороны создатели замахиваются на более серьёзные темы, усложняют сюжет, увеличивают количество ключевых героев, но при этом стараясь угодить всем делают историю стерильной. Из-за чего как оценивать, так и смотреть тяжело.
У меня так и вовсе обострился вопрос-претензия номер два: материалистические ляпы. Если вы читали прошлые статьи, да и в целом статьи на канале, то понимаете: мне интереснее "начинка", а не её проверка на реалистичность. За хорошо построенный сюжет и приятных персонажей я готова очень многое простить даже если вижу, что где-то что-то не так, особенно делая общий обзор, а не уходя в частности могу пропустить.
Даже при таких вводных уже вторую статью подряд очень хочется сидеть и докапываться до вопросов в духе: а чем Эльза планировала питаться сидя на своей горе и не оставив никаких распоряжений? При этом таких моментов много и появляются они с первой сцены, где маленький Кристоф едет на льдине. Аналогичный вопрос об Анне и её играх в снежки в пижаме.
Не будем зацикливаться на частностях, лучше поговорим о самом вкусном: ЧЕМ ДУМАЛИ РОДИТЕЛИ ДЕВОЧЕК? По-моему, даже не местом на котором сидят. При этом я сейчас даже не про Эльзу, там ещё можно как-то оправдывать непониманием, что с её чародейством делать. Хотя трудно, им же прямым текстом говорили, где собака зарыта. Только Анну то за что наказали? Ребёнка фактически посадили в изоляцию за компанию! В их мире нет школ интернатов, родственников, фей крёстных, которых можно припрячь к воспитанию? Цензурные слова у меня кончились, если у вас есть варианты объяснений напишите их в комментариях, пожалуйста.
С прологом разобрались. Дальше у нас основной сюжет в стиле: самое время отменять монархию и становиться республикой. В результате воспитательных экспериментов у власти оказалась психически неустойчивая колдунья, способная нечаянно заморозить всё вокруг и её сестра, пропустившая этап социализации.
Персонаж Анны вышел не просто милым, верящим в лучшее и добрым, а глупым. Возможно, я слишком строга, слишком уж раздражает героиня, но она же карикатурной она получилась! Пусть и да, обосновано: после десятка лет изоляции и отсутствия любого жизненного опыта при её экстравертности и активности можно и не такое творить. Лучше от этого не становится, увы.
Во многом потому что социальное отставание Анны не называется как проблема. У нас есть лишь популярный мем, он же насмешка диснея над самим собой: нельзя выходить замуж за первого встречного, и неловкие заигрывания с Кристофом. И всё.
Здесь можно обвинить меня, что я не поняла отсылок с Снежной королеве. И Анна в мультфильме отдувается за Герду, в то время как Эльза отыгрывает одновременно роли как Снежной королевы, так и Кая. Всё я поняла, во многом оттого и ругаюсь настолько сильно.
Во-первых, перед нами история сильно по мотивам. Также как и Русалочка, Холодное сердце не совпадает по Духу с первоисточником, судить их одной меркой невозможно.
Во-вторых, напомню в чём была суть сказки Андерсона небольшой цитатой:
— Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке.
Речь о детской невинности и силе сердца, способности и готовности босиком обойти полсвета. В моей любимой экранизации 2002 года, героям добавили возраста,но сохранили суть - готовность к безоговорочному самопожертвованию и такая же искренность.
По сюжету Анне мало того, что восемнадцать лет, так ещё и действует она больше из собственных хотелок, нежели альтруизма. Её побег за сестрой со скидыванием заботы о беженцах на Ханса тому пример. Девочка хочет вернуть сестру во что бы то ни стало. Единственный самоотверженный поступок за мультфильм - это защита сестры вместо попытки найти Кристофа. На этом остановимся, сделаем вывод - Анна не Герда, и отправляемся дальше.
Ко взявшейся из ниоткуда любви Кристофа и Анны о которой им рассказали тролли и снеговик. Всё бы ничего, но на фоне иронии с Прекрасным Принцем - это смешно. В духе: не ищите девки принцев, ищите оленеводов, вот они точно с первого раза нормальные попадаются.
На эту тему хочется добавить ещё мысль: изначально хороший посыл недотянут. Идея злого умысла у Прекрасного Принца хороша и смела, но получает слишком мало внимания и сильно корректируется возникновением романтичной линии с Кристофом. Анна не успевает пережить низшую точку, когда возникает мысль: так есть же Кристоф, он то хороший!
В эту же копилку стоит добавить внезапность предательства Ханса для зрителя. Это такой поворотный-поворот под конец мультфильма. С одной стороны это интересно при первом просмотре, а с другой ужас сокрытого зла прочувствовать некогда.
В последнюю копилку попадает и персонаж Эльзы вместе со всеми заявленными для неё конфликтами. У нас есть хорошая завязка со страхом перед собой и развивающегося благодаря "заботливым" родителям невроза, и начало освобождения - Отпусти и забудь, после воплощения в жизнь большей части ужасов главной героини.
Только, что потом? Эльза ведь даже частично со своими страхами не совладала вплоть до последних минут. Немного успокоиться и начать меньше переживать в одиночестве - это первая ступенька. Будь в конце мультфильма вывод о необходимости пройти все ступеньки принятия себя собой, а вслед за тем и окружающими, было бы сильно, а так.... Недоумение пополам с раздражением - проблемы копившиеся годами не решаются единым порывом. Тем более, что на протяжении мультфильма сбылись все худшие страхи Эльзы. Зачем поднимать тяжелый вопрос, если нет готовности давать на него ответ? Волшебная сила любви к ближним - не ответ, вернее лишь половина ответа.
В целом примерно такое же мнение сложилось обо всех остальных аспектах и темах мультфильма: хорошо, но мало. История перегружена персонажами, сюжетными поворотами и идеями. Из-за чего не может работать в полную силу. На мой взгляд, мультфильму бы сильно пошло на пользу разделение основной истории на две части.
Из хорошего дополнительно хочется отметить, во-первых, идею отношений сестёр. Сложности семейных отношений, особенно в таком ключе далеко не самый освещенный вопрос в мультипликации. В эту же копилку сложности в отношении противоположного пола, возможность предательства с этой стороны, идея сильная. Окажись принц Ханс по итогу не подлецом, а просто неподходящим человеком, я бы всерьёз аплодировала. Мультфильм бодро смотрится, пусть и с пробуксовками, в нем неплохое музыкальное сопровождение. Жаль нет ничего прорывного или просто цепляющего, но тут уж что поделаешь.
На этом всё, встретимся в следующей статье! Буду благодарна за лайки и комментарии, если вам понравилась статья. До новых встреч!