Найти тему
Мелодия

К 70-летию Башмета: концерт Юрия Башмета с симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева

Концерт 22 марта 1986 года в Большом зале Московской консерватории. Юрий Башмет исполнял произведения для альта в сопровождении фортепиано и симфонического оркестра Московской филармонии. Фортепиано — Михаил Мунтян, дирижер — Валерий Гергиев.

Феномен Башмета

Новое дыхание, приобретенное исполнительством на альте с приходом в искусство Юрия Башмета, не было бы столь широко вне атмосферы творческого сотрудничества с композиторами, дирижерами, пианистами, певцами… Феномен Башмета — не только уникальное мастерство, словно бы преодолевающее границы возможностей инструмента, но и дар строителя музыкальной Вселенной, свойство притягивать разновеликие светила, образовывать музыкальные созвездия и галактики. Рост этой способности просматривается от раннего периода концертной деятельности до сего дня, орбита ширится уже порой без участия самого артиста. В программе альбома — записи «золотого периода» ранней зрелости, 1980 — начала 1990‑х годов, когда имя еще не стало брендом, но уже воссияло (из статьи музыковеда Александра Наумова для «Мелодии»)

Программа концерта

Произведения из современного репертуара для солирующего альта. Концерт для альта Александра Чайковского, музыка разных эпох в переложении для альта — пьеса Огюста де Берио, Игоря Стравинского, соната Шуберта. Все сочинения сложные и виртуозные — они призваны показать грани таланта солиста.

«Сонату для арпеджионе и фортепиано» Шуберта — чаще всего исполняют на виолончели, скрипке, флейте и кларнете. Все потому, что арпеджионе или «виола с гитарными ладами», который сконструировал мастер Штауфер в 1823 году в Вене, не прижился из-за очень тихого звука. В исполнении альта эта музыка звучит тоже очень хорошо — звук легкий, а тембр яркий и бархатистый.

«Русская песня» Стравинского — авторская версия арии из оперы
«Мавра» для скрипки с фортепиано. Стравинский исполнял ее сам вместе со скрипачами Самуилом Душкиным и Йожефом Сигети. В исполнении альта ария звучит иначе — не так блестяще, как на скрипке, но очень самобытно, как бы по-русски.

«Концерт для альта с оркестром» — одно из произведений, которые Александр Чайковский написал специально для Башмета в 1979 году. Это очень драматичное произведение — виртуозная партия альта символизирует главного героя, который борется с враждебным окружающим миром.

«Фантазия или балетная сцена» Огюста де Берио — крупная пьеса для скрипки, которую исполняли многие скрипачи-виртуозы 20 века. В этом исполнении партию духовых заменили на фортепиано и расширили партию ударных — так, вместе с солирующим альтом, музыка стала звучать в духе больших ансамблей середины 19 века.

Где еще можно послушать

ВКонтакте
Одноклассники
Apple Music
YouTube
Сбер звук
Другие площадки

Обложка пластинки
Обложка пластинки