Одно СМИ опубликовало статью о нацеленности 89% врачей на получение не знаний, а баллов НМО. Вслед ей опубликован опрос о готовности граждан 10 часов в неделю отдавать самообразованию. Врачей выставили лодырничающими Митрофанушками, как бы обосновывая вал претензий пациентов к качеству получаемой медпомощи. Что это было?
Да, вот так вышло, что только каждый девятый доктор в процессе самообразования на портале НМО получает новые для него знания по специальности, остальные 89% впустую потраченное на обучение личное время окупили баллами для аккредитации. Кстати, в том же опросе высшую оценку курсам портала поставили всего 5% респондентов, видимо, это они почерпнули что-то полезное, остальных 95% обучение не поразило новыми знаниями.
В качестве основных критериев выбора курса повышения квалификации фигурирует его научная ценность (60%) и содержание (45%), то есть выбирают не за пресловутые баллы, а для получения качественной информации, но с учётом доступности (59%). В пику докторам, от которых за пятилетку требуется отдать самообразованию всего 144 часа, то есть еженедельно меньше 2 часов, обыватели ради новых знаний готовы тратить 10 часов мужчины и 8,2 часа – женщины. Какова разница?
Пятикратна, если (тупо) смотреть на цифры. Если анализировать, то те же обыватели предпочитают учиться на рабочем месте (69%), онлайн (35%) и очно на курсах (36%). Врачу тоже предлагается на выбор три варианта, но учатся не специальности, новую информацию получает не более 5-11% докторов, а повторяют известный им материал. Повторение, конечно, мать учения, но не порождает особого энтузиазма регулярно тратить на сие действо личное время.
Цель самообучения обывателей разъяснила один из авторов опроса: «Мы видим очень чёткий тренд на практико-ориентированное обучение. <…> Фокус — получить образование, которое вам пригодится уже завтра-послезавтра». Обыватель получает новые знания, чтобы сменить работу, должность, короче сделать карьерный скачок. Доктору обязательное обучение даёт только право на прохождение аккредитации. Сама аккредитация лично врачу не требуется, ничего в нём она не меняет, разве только жизнь сокращает нервозностью.
Учиться за свой счёт для изменения условий собственной жизни даже радостно, обидно тратить свои сбережения ради получения аккредитационного удостоверения, но 51% докторов идут на это, потому что работодатель оплачивает курсы только каждому третьему. Треть респондентов соглашается, что затраты на курсы были «оправданы», но не объясняет, чем именно оправданы, а вариантов ответов множество, новые знания в них не упомянут по определению.
Замечательно на опрос среагировал Минздрав – «результаты представленного опроса отражают мнение менее 0,2% специалистов соответствующей категории, зарегистрированных на портале» НМО. Репрезентативность опроса непонятна, но ясно, что Минздрав ничего менять не собирается. На портале НМО удалось собрать более 900 тысяч врачей, с его помощью на образовательном поле «крутятся» серьёзные деньги и заняты работой тысячи людей. Врач поставлен перед необходимостью и берёт оттуда то, что ему дают. Реального выбора нет, потому и обучение приносит большинству горечь утраты времени и денег.
Вы врач и хотите первым узнавать обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении? Тогда предлагаем Вам присоединиться к сообществу коллег на портале МирВрача