Я уже писала, что не делаю уроки с детьми, потому что не вижу принципиальной разницы между тем, что сын найдет ответ в интернете или спросит у меня. Конечно, я помогу если меня попросят о помощи. Но обычно моя работа состоит в том, чтобы напомнить выполнить задания и проконтролировать (пока).
Неудачи случаются. Детям вообще свойственно ошибаться, у них возраст такой. Их задача - набирать опыт. Родитель - это опора для ребенка, а не надзиратель. Поэтому самое худшее, что вы можете сделать:
- Наказывать. «Двойка»- это уже наказание. Исходя из позиции «опоры» родителю стоит наводящими вопросами помочь ребенку проанализировать результат. «Как ты думаешь, почему такая оценка?», «Как ты считаешь, ты мог лучше?», «Какими будут последствия?»(Ведь иногда, действительно, сделать «лучше» было почти невозможно.) При чем, беседовать нужно, когда ребенок уже эмоционально стабилен. Он тоже расстроен плохим результатом, не нужно добавлять еще чувство вины или страх.
- Называть «двоечником», «лентяем» и вешать другие ярлыки. Честно говоря, даже ярлыки с «позитивным окрасом» тоже несут больше вреда, чем пользы. Оценка - она здесь и сейчас, сегодня - «двойка», завтра - «пятерка». Оценка говорит лишь о результате одной выполненной работы. Никакого отношения к личным качествам ученика она не имеет.
- Менять свое поведение. После детских неудач родители могут менять свое поведение. Кто-то начинает больше контролировать, кто-то больше уделяет времени образованию ребенка, нанимают репетиторов, а кто-то наоборот становится более холодным» родителем (это манипуляция). Так вы только еще больше акцентируете внимание на проблеме, не решая ее.
А что нужно сделать?
- Дать опору. Я еще 1000 раз об этом скажу. Родитель - это опора для ребенка. Поэтому в случае неудачи ребенка важно сказать, что ничего не изменилось, вы его так же сильно любите, что в воскресенье вы, как и планировали, едете в парк, а ужин по-прежнему в 19:00.
- Снять важность. Никто не умер, никто не заболел, мир не перевернулся, апокалипсис не случился. Плохая оценка - это определенные последствия и о них нужно говорить. Но не нужно преувеличивать важность оценки.
- Предложить помощь. Предложить, а не навязать. Иногда нужно больше времени, чтобы освоить материал, иногда причина низкой успеваемости может быть в другом. Предложите ребенку несколько вариантов, как вы можете помочь. Позвольте ему выбрать или вообще отказаться от помощи.
Ребенок может повзрослеть только рядом со взрослым. Если родитель будет вести себя как постаревшее дитя (капризничать, психовать, топать ножками), то и дети у таких родителей вырастут только телом.
«Двойка» или «пятерка» - это не ваша оценка родителю. Это оценка конкретной работы в конкретных обстоятельствах. Хоть на семейном обучении, хоть на очном.