Недавно стало известно, что АвтоВАЗ будет производить машины марки Nissаn. И это правильно! Если не получается улучшить свой автопром, давайте портить автопром конкурентов.
Сегодняшний пост формата «вопрос — ответ». Уж больно интересный вопрос задал один из моих читателей.
«Ксения, я немного интересуюсь машинами, автопромом и всем, что с этим связано. Сильно глубоко не копаю, так, по верхам. И вот с чем столкнулся. Для меня очевидно, что у нас на рынке легковых автомобилей огромный дефицит микролитражек. Производителю выгодно выпускать премиум-класс, а на этих блохах много не наваришь. Кто будет покупать «смарт фо ту» по цене внедорожника?! Ну и вот.
В свете перемен подумалось: а ну как неплохо было бы заняться импортом (для начала) энтих «микробов» из Индии и Китая? А там, глядишь, потихоньку локализовать производство: и рынку (читай: потребителю) хорошо, и государству (причины, думаю, ясны), да и сам, может, подзаработать смогу. Начал углубленно изучать вопрос. И что же?
Машина (простая, как три рубля, без печки, без шумки, без утепления, почти без багажника и с практически деревянными сидениями) в Индии сто́ит около 2 тонн вечнозеленых. Грубо говоря, 140 в пересчете на наши. В принципе, влить в нее еще 50 — установить печку, минимальное утепление, еще кое-что, чтоб была пригодна к эксплуатации в наших широтах — может, за 180–200 машина и нашла бы своего покупателя. Мамочке детишек там в садик отвезти или пенсионеру на дачу съездить бюджетно... Опять же, в городах для таких клопов стоянки бесплатно — удобно мелкому предпринимателю.
И тут оказывается, что после растаможки такой автомобильчик будет сто́ить уже не 140, а около 500 тысяч рублей! И это не считая доставки, строительства сети центров продаж и обслуживания, организации гарантийного ремонта и многого другого... Так кто тут борзеет — предприниматель или государство в лице таможни?
По той же самой причине электромобиль, который в Китае сто́ит 1100–1300 вечнозеленых, у нас (минимально) — 560 тыров! В 7–8 раз дороже!!! Б##дь!! У нас что, население в 7 раз богаче, чем в Китае?!! При том что эта продукция ориентирована далеко не на олигархов!
Мне щас скажут, мол, а нехрен, свое надо развивать! Да кто бы спорил! Только развивать тоже бесплатно не выйдет — нужны конструкторы, инженеры, рабочие, площади, ПО, компьютеры, станки, оснастка, те же центры продаж и обслуживания... С учетом того, что выхлопа с такой машины — кот наплакал (см. выше), кто будет этим заниматься? Ответ очевиден, мне кажется. Замкнутый круг, блин.
Когда мы уже начнём жить, а не бороться?»
Вопрос большой, и ответ на него будет из нескольких частей.
Часть первая. Техническая
Когда в моем родном Питере вдаривает мороз минус 15, соседи резко начинают дружить. Потому что «прикурить» требуется каждой третьей, если не каждой второй машине.
Морозы в последние годы у нас, правда, редкость. Но бывает, что и минус 30 вдаривает. И тогда на улицах нет пробок. Потому что ездит тот самый премиум-класс и еще часть отечественного автопрома. Остальные, в большинстве своем иностранные дорогие тачки, просто не едут.
Знаете, что произойдет с этим самым индийским «микробом» в минус 30? Он рассыплется. Весь. Начиная от дешевого лака, не рассчитанного на такие температуры, кончая всем пластиком и металлом. Применить этот автомобиль можно будет исключительно для посыпания дорожек. А скорее всего, данный процесс пойдет еще раньше. Когда машинка столкнется с тем, что температура воздуха несколько раз перемахнет нулевую отметку туда-обратно. И никакая печка и минимальное утепление ей не помогут. Чудес не бывает. Дешевая машина делается из дешевых материалов.
Часть вторая. Развивающая
В России действительно существует стратегия поддержки отечественного производителя. Если не позволять дешевым автомобилям наводнять рынок, то рано или поздно, но появятся свои альтернативы. И даже для западных производителей — приходи, строй свой завод, давай работу людям, развитие экономики. Автопром должен приносить пользу, а не выкачивать деньги из страны.
Часть третья. Управленческая
Маленькие дешевые авто — необходимость мегаполисов. Особенно с неразвитым общественным транспортом. В России не сказать чтобы общественный транспорт был развит очень хорошо. Но намного лучше того же Китая или Индии. С точки зрения загрязнения воздуха и других проблем, в нашей стране больше делают ставку на общественный транспорт.
Да и если в России продолжится тенденция на развитие малых городов, про которую я неоднократно писала, то микролитражки будут не нужны.
Часть четвертая. Электрическая
С электротранспортом сложнее. Потому что развивать его в нашей стране начали. Тут и завод по изготовлению блоков для батарей от «Росатома», и разработка различных электромобилей, и даже начало развития специальных заправочных станций для «электричек».
Но.
Чистые «электрички» в наших условиях не слишком зайдут. Даже для больших городов, кстати. Сколько жителей мегаполисов каждые выходные стоят в многокилометровых пробках, а потом едут еще километров 100 от города, чтобы до дачи добраться? Тут точно только гибрид. Или в другой город смотаться. Чай не в Европах живем, где от одного города до другого пешком минут 20 идти. У нас не идти, а ехать. Причем километров 200 так, не меньше.
Кстати, еще одно направление — газомоторный транспорт. У нас вон в Ленобласти в этом году вообще объявили компенсацию затрат на переоборудование авто на газ. Но до этого несколько лет заправки строили. Ибо на фига тебе автомобиль на газе, если заправиться негде.
Мечтать о дешевом и качественном автопроме — штука хорошая. Беда только, что таковой требует развития инфраструктуры. Ну и качества. Не надо забывать, что мы живем в стране, где на большинстве территорий колебания температуры в 60 градусов в течение года — норма. В смысле от -30 до +30. А это требует совсем не тех материалов, что можно использовать там, где не бывает снега.
P.S. Друзья, в последнее время вы задаете в комментариях много вопросов. Отвечать всем я зачастую не успеваю. Да и вопросы иногда одинаковые. Поэтому предлагаю попробовать следующий формат. Свои вопросы пишите мне либо на почту kuhposidelki2@yandex.ru, или же в комментариях в моем Телеграм-канале https://t.me/kuhposidelki . Там мне их проще отследить и не потерять. А я по мере накопления буду делать статьи формата «вопрос — ответ», где смогу более полно ответить на интересующую вас тему. Если, конечно, у меня будет такой ответ. Ибо все знать просто невозможно.