Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи КиноИнна.
Сегодня в статье хочу рассказать вам у двух российских фильмах, виденных мною еще в нулевых, в основу сюжета которых легли произведения мировой классической литературы. Это фильмы «Однажды в провинции» 2008г. и «Кармен» 2003г., забавно то, что когда я их смотрела лет в пятнадцать, я конечно не знала, что это современная трактовка классических сюжетов. В свое время оба фильма меня впечатлили, а сейчас их и пересматривать то страшно – скорее всего покажутся бледной кустарной копией мировых шедевров. Но это моя юность, пусть впечатление от картин останется тем же – из юности. Фильмы, не побоюсь этих слов, даже наложили свой отпечаток на мое взросление, особенно фильм «Кармен». Интересно, есть из читающих статью те, кто так же как я смотрел эти картины в юности и впечатлился?
Итак, начну с фильма «Кармен» 2003г. Краткое описание:
Он - примерный сотрудник милиции, честный и исполнительный, «правильный», как с плаката, скоро будет повышен по службе… Она - заключенная, отрабатывающая свой срок на табачной фабрике, прозванная за дикий и непокорный нрав «Кармен»… Роковая встреча девушки и охранника меняет их жизни раз и навсегда. И это даже не история любви, не еще один фильм о «мужчине и женщине», это история настоящей страсти, страсти на грани между свободой и смертью.kinopoisk.ru
Как сейчас помню: ночь, все дома спят, а я, затаив дыхание, «прилипла» к экрану нашего старенького телевизора. Ох и крута главная героиня – думала я, вот повзрослею и стану такой же: роковой стервозной и красивой – эх, нельзя юным восторженным дурочкам смотреть подобные фильмы – «учат плохому». На следующий день, встретившись с подружками, мы долго обсуждали отдельные эпизоды фильма – они тоже его ночью посмотрели на канале РТР.
Что фильм снят по новелле Проспера Мериме я не знала, но смутно догадывалась, что в основе сюжета лежит что-то большее, чем простой мелодраматический сценарий. Лет в двадцать я посмотрела испанскую экранизацию «Кармен» с Пас Вегой, снята она, кстати, в том же 2003-ем году.
Женщина, рожденная совращать Мужчин. Мужчина, готовый пожертвовать всем ради Женщины. Во время своего путешествия по Испании французский писатель Проспер Мериме становится случайным свидетелем роковой любви. Южная красота и загадочная натура Кармен превращает сержанта Хосе в жертву страсти и ревности, с каждым новым любовником Кармен руки Хосе вновь и вновь окрашиваются в красный цвет. Его страстные слова любви наталкиваются на бессердечное равнодушие. Напрасно он молит, угрожает и унижается перед Кармен, предлагая ей обеспеченную жизнь….kinopoisk.ru
Бесспорно испанская экранизация намного ближе к оригинальному источнику и знойная Пас Вега это не наша Ольга Филиппова, хотя последняя тоже хороша, только по-своему, но... зачем их вообще сравнивать? Наш фильм снят только по мотивам произведения и у него есть свое очарование. Петренко очень хорош в роли, потерявшего голову ради женщины, летящего в пропасть страсти милиционера, а Филиппова органична в роли этакой роковой женщины российских реалий. Леонардо Сбаралья и Игорь Петренко – тоже абсолютно разные персонажи, не смотря на примерно общую сюжетную канву. Интересен был в роли бывшего мужа Кармен Ярослав Бойко, как же часто он мелькал раньше в наших телевизорах.
Испанский фильм «Кармен» и наша современная адаптация не пересекаются, каждая имеет право на существование. Но, если испанскую версию я готова пересматривать, то нашу картину «Кармен» я оставлю там, в переулках своей памяти. Пусть останется то впечатление из юности, сидит внутри отголоском девичьего взросления.
А теперь о фильме «Однажды в провинции» 2008г. Краткое описание:
Молодая актриса Настя переезжает из столицы в провинциальное захолустье. Она селится у сестры, живущей с мужем — ветераном чеченской войны. Муж унижает сестру, но та продолжает слепо любить его. Настя пытается помочь сестре. kinopoisk.ru
Вы не поверите, но сюжет фильма во многом копирует сюжет пьесы Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание».... И эту картину я имела глупость недавно пересмотреть. Что сказать: фильм не назвать полным провалом, но сейчас его смотреть немного неловко. Если героиня Пересильд хотя бы отдаленно напоминает Бланш Дюбуа, то я – испанский летчик. Да, режиссер Катя Шагалова не заявляла, что это экранизация «Трамвай «Желание», но некоторые сюжетные линии всё-таки цитируют это произведение.
Если Юлия Пересильд хотела исполнить современный парафраз Бланш Дюбуа, то у неё ничего не вышло – её персонаж абсолютно плоский. Вообще все главные герои сюжета выглядят очень блекло: и наш провинциальный Стенли Ковальски Коля (Александр Голубев) – кухонный боец; и наш вариант Стеллы Ковальски Вера (Эльвира Болгова) – производит впечатление недалекой дурочки, которую отчаянно молотит как какую-то боксерскую грушу её муж Коля. Он бьет – она его любит. Он от неё гуляет – она за ним бегает. Такой вот симбиоз двух несчастных. Болгова вообще разочаровала, помню в нулевых, она мне очень нравилась. Сейчас куда-то пропала с экранов, кстати.
Унылую троицу неплохо разбавляет персонаж Леонида Бичевина, его игра выгодно отличается на фоне остальных.
Вообще весь фильм вытягивают второстепенные персонажи: легкомысленная и пьющая деваха Анжела (Наталия Солдатова), местная фамм-фаталь – милиционер Лена (Любовь Толкалина), которая по совместительству еще и мать непутевой Анжелы, хороши эпизодические актеры – отметились Алексей Полуян и Сергей Бадичкин.
Хитросплетения сюжета оттеняет провинциальная Россия, которая, естественно пьющая и мрачная. Фильм можно причислить к категории «чернушных». Зря его пересмотрела – испортила впечатление о нём. Но, для своего времени, данная картина вполне себе вписывается в ряд отечественных закрученных мелодрам на фоне унылой провинции. Помню в юности мне очень понравилось музыкальное сопровождение фильма и отчетливо помню как меня впечатлил персонаж Толкалиной – не ожидала увидеть её в подобном образе. Сейчас впечатление смазалось.
В очередной раз убеждаюсь, что какие-то вещи нужно оставлять в прошлом. Фильмы устарели, возможно фильм «Кармен» неплох, но рисковать с пересмотром не стану. Пусть он останется там, во всё дальше отдаляющейся от меня юности.
Смотрели эти фильмы? Спасибо, что прочитали.
#отечественное кино #мелодрамы #экранизации #юлия пересильд