Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Мечтать полезно: творческий путь актрисы Нелли Шариповой в этом убеждает

Во все времена люди упорные, нацеленные на воплощение мечты, восхищали своё окружение. По воле случая рядом со мной оказалась такая девушка. Нелли Шарипова — театральная актриса, которая в свои молодые годы уже успела сыграть на сцене лондонских театров, а вернувшись на родину, снялась в сериале и кино.

Автор: Эвика Сивакова

Фотографии: из личного архива Нелли Шариповой

Нелли приехала в Санкт-Петербург в 17 лет, сразу после окончания школы. Она понимала, что хочет быть артисткой, но в Уфе не было театральных кружков. В Петербурге она попала в класс актёрского мастерства М. М. Гудкова в СПбГУ. Он стал первым учителем, благодаря которому юное дарование могло поверить в себя. У Гудкова, специализирующегося на американском театре, она сыграла такие роли как: Бланш дю Буа в «Трамвай "Желание"», Мэри в «Ох уж эти женщины», Мэри Тайрон в «Долгом путешествии в ночь», Элизабет в «Суровом испытании».

Во время учёбы в СПбГУ Нелли дважды съездила на летние курсы в Royal Academy of Dramatic Art в Лондоне (курс Шекспира и курс современной драмы) — одну из лучших актёрских школ в мире, где учились Вивьен Ли, Энтони Хопкинс и Бэн Уишоу. В RADA она попробовала себя в качестве актрисы на сцене настоящего профессионального театра Jerwood Vanbrugh Theatre, прочитала монолог Уны из «Дрозд Чёрный» Дэвида Харроуэра, а также впервые занялась именно ремеслом (речь, движение, танец, сценический бой, актерское мастерство). Этот первый опыт во многом определил её дальнейшую судьбу.

На курсе по Шекспиру Нелли была в классе Хью Фрейзера, которого российский зритель знает по фильму «101 далматинец». А одна из самых уважаемых театральных актрис Англии — Шейла Аллен — преподавала сонеты. Параллельно учёбе была возможность несколько раз в неделю ходить в театр и смотреть великолепные постановки. Например, «Боевой конь» в Уэст Энде и спектакли в знаменитом театре «Глобус».

Курсы оказали такое сильное влияние на становление актёрской личности, что Нелли загадала про себя, что обязательно вернётся в Лондон. И это, конечно, произошло, но сначала была суровая школа русского психологического театра.

Фотограф Тимур Нургаянов
Фотограф Тимур Нургаянов

Наверное, в биографии Нелли больше всего меня поразил тот факт, что она четырежды поступала в именитые российские театральные вузы, из года в год, не теряя веру в своё предназначение и не теряя хватку, за что и была вознаграждена. Однако здесь нет никакого волшебного сюжета Золушки. «Чудо» случилось, но после многолетней работы над своими профессиональными навыками: на курсах при Театральной академии, полугодового обучения в Школе русской драмы, на занятиях танцами, вокалом, скрипкой, гитарой... Вообще, история Нелли — про смелость и непоколебимость духа. А сама она говорит так:

«Я в последнее время думала о том, что достаточно смело — делать то, что ты чувствуешь, а не то, что кажется логичным. То, что ты считаешь нужным и лучшим для себя, а не то, что считает общество или семья. Слушать себя и идти за своим сердцем. Даже отказаться от чего-то, уйти или что-то не сделать, — это довольно смело, особенно если логика говорит обратное».

Фотограф Тимур Нургаянов
Фотограф Тимур Нургаянов

И вот однажды произошёл «квантовый скачок» — Нелли поступила сразу к трём Мастерам, да ещё каким:

  • к И. Я. Золотовицкому в Школу-студию МХАТ;
  • к А. Л. Дубровской в Училище В. Б. Щукина;
  • к Г. М. Козлову в РГИСИ.

По признанию самой актрисы, сделать выбор было крайне трудно, но она всё-таки осталась в Петербурге: уж очень любила театр «Мастерская», художественным руководителем которого является Григорий Михайлович Козлов. Его имя не нуждается в представлении для российских театралов, но всё же поясню, что Григорий Козлов — один из лучших режиссёров и театральных педагогов Петербурга, преподаватель Театрального института на Моховой. В 2010 году вместе со своими выпускниками он создал «Мастерскую» — эталонный театр-дом. И ученики, и критики, и зрители отмечают особую интонацию этого театра, атмосферу уюта и легко узнаваемый режиссёрский почерк Григория Михайловича.

Театр «Мастерская»
Театр «Мастерская»

До сих пор Нелли ни разу не пожалела о принятом тогда решении. Она участвовала в дипломном спектакле «Мастер и Маргарита», а также играла Грекову и Анну Петровну в «Платонове» А. П. Чехова, Принцессу из «Бесплодных усилий любви» У. Шекспира. Была Таней в «Довлатов P.P.S.» С. Довлатова (постановка А.Б. Зиминой по произведениям С. Д. Довлатова на малой сцене Учебного театра).

Будучи на 4 курсе Театрального института, юная артистка решила уехать в Лондон, начала готовиться к поступлению и в 2018 году подала документы в понравившуюся школу — East 15 Acting School. Снова серьёзная подготовка с заучиванием бесконечных монологов, что в итоге дало свои плоды, она поступила сразу.

Фотограф Матвей Кармаков
Фотограф Матвей Кармаков

Последующие 2018–2019 годы Нелли училась в East 15 Acting School на курсе MA Acting International, руководителем которого является Робин Снеллер:

«С Робином у меня возникло большое взаимопонимание. Мне было очень интересно и приятно работать с ним. Он всегда знал, что сказать мне, чтобы я сыграла лучше. И Робин всегда очень поддерживал меня. Мне казалось, что ему тоже интересно со мной работать. Робин режиссировал мой финальный отрывок по «Русалочке». И у него я сыграла свою любимую на данный момент роль: Хестер в «Глубоком синем море» Теренса Реттигена. Во время работы над ролью Хестер я была так вдохновлена, что даже написала песню».

Самое запоминающееся из того времени — две недели в Театре «Глобус», на подмостках которого она сыграла Графиню во «Всё хорошо, что хорошо кончается». Вот, что Нелли вспоминает об данном опыте:

«Это совсем другой способ существования, было много открытий актёрских. Очень понравился наш режиссёр Брендан ОХи и то, как он работал».

В роли Графини в спектакле «Всё хорошо, что хорошо кончается», фотограф Andrew H Williams
В роли Графини в спектакле «Всё хорошо, что хорошо кончается», фотограф Andrew H Williams

В роли Графини в спектакле «Всё хорошо, что хорошо кончается», фотограф Andrew H Williams
В роли Графини в спектакле «Всё хорошо, что хорошо кончается», фотограф Andrew H Williams

Весь курс был посвящен английской драматургии. У Нелли появилась любимая пьеса — «Глубокое синее море» Теренса Реттигена — после того, как она сыграла в ней Хестер. Ещё их курс работал с режиссёром Крисом Мидсом над пьесой о движении суфражисток «Her naked skin» автора Rebecca Lenkiewicz.

А потом актриса, режиссёр и педагог Соня Риттер дала Нелли роль Веры в пьесе «Lilies on the Land», написанной Соней и другими артистами театральной компании «The Lions Part»:

«Актёрская техника разительно отличалась от той, что нам преподавал Григорий Михайлович, — говорит Нелли. — То есть у него, как это принято в традиции русского психологического театра, нужно было создавать «я в предлагаемых обстоятельствах» и очень конкретно, а здесь мне предлагалось идти от внешнего к внутреннему и даже не бояться разговаривать с воображаемым партнёром. Я долго сопротивлялась, ведь мне казалось, что всё это неправильно. А потом надоело сопротивляться, я устала... Просто решила довериться Соне. Кажется, в итоге получился такой же результат, как если бы я шла от внутреннего к внешнему. В целом я пришла к живому герою, просто новым путём. Было классно работать с Соней! Благодаря ей я узнала, что мой актёрский диапазон шире, чем я предполагала.

Интересно, что пьесу написали артисты the Lions part, включая Соню. Они долго эту пьесу играли, Соня была в оригинальном касте. С нами она поставила уже существующую и имевшую успех пьесу и дала мне роль, которую сама исполняла в оригинальной постановке. При этом Соня дала мне свободу для собственной интерпретации! Она работала со мной над актёрскими вещами в первую очередь, помогала мне хорошо сыграть, попробовать новое и выйти за рамки моих возможностей».

Вера в спектакле «Lilies on the Land», фотограф Andrew H Williams
Вера в спектакле «Lilies on the Land», фотограф Andrew H Williams

На финальной работе курса нужно было самостоятельно написать монолог, опираясь на какого-нибудь литературного героя. Нелли выбрала Русалочку, но это была не детская версия, был важен именно психологизм момента, когда она хочет убить Принца, но умирает сама:

«Мне кажется, это хорошее упражнение для последнего задания магистерского курса. Так как оно даёт осязаемое понимание, что ты можешь создать театр с нуля, тебе никто не нужен, даже писатель или драматург. Можешь сам создать текст и его исполнить — это крутое ощущение, которое добавляет уверенности в себе».

К сожалению, в Лондоне нельзя работать по студенческой визе артистом, спортсменом и врачом, поэтому Нелли нужно было получить другую визу, но началась пандемия, она вернулась в Россию и пришлось отказать агентствам, сделавшим ей несколько интересных предложений. Потенциальной работе в театре помешало отсутствие соответствующей визы.

На период локдауна Нелли продолжила своё профессиональное самосовершенствование. Всё лето слушала вебинары, рассылала анкеты по агентствам, прошла курс довольно значимого в Европе кастинг-директора Люси Ленокс (у неё собственная онлайн школа). Найдя своего актёрского агента, Нелли вернулась в любимый Санкт-Петербург. После этого были ещё онлайн встречи с актёрами и режиссёрами в StageMilk Drama Club. Это мировое сообщество, организованное австралийскими актёрами и нацеленное в том числе на Голливуд. Поработала с Mel Churcher, которая помогла преодолеть издержки вынужденного перерыва в профессии.

2022 год привнёс в творческую жизнь Нелли кино. Она соприкоснулась с киноиндустрией сначала через сериал «Убить Риту» Марии Агранович, а потом снялась в короткометражном фильме «Неопределённость» Павла Чвилёва.

Но театр по-прежнему является важнейшей частью жизни актрисы. Поэтому весной прошлого года Нелли представила на суд зрителей спектакль-концерт, который был организован при помощи друзей, тоже театральных профессионалов:

«Я занималась вокалом с педагогом, с которым мы дружим, и у нас возникло такое понимание, что нужна встреча со зрителем, чтобы дальше двигаться, именно в работе с голосом. И в преддверии 14 февраля мы решили сделать программу ко Дню святого Валентина. Мне хотелось поговорить о любви, так как многие песни были о ней. Мы совместили пение с отрывками из литературных произведений и так получился концерт “Все песни только о любви” .

Фотограф Матвей Кармаков
Фотограф Матвей Кармаков
Фотограф Матвей Кармаков
Фотограф Матвей Кармаков

Были использованы отрывки из произведений Пруста, Маркеса, Фицджеральда, писем Ремарка. Ещё мой друг, писатель из Португалии, создал истории, которые сделали это собрание сочинений единым и законченным представлением. Мне также помогла мой подруга-режиссёр, Кристина Куца (мы с ней вместе учились на курсе Г.М. Козлова). Плюс ребята из театра «Мастерская» помогли со светом и звуком.

Нас поддержали в кафе «Птицы», где мы и провели этот литературно-музыкальный вечер. Здесь оказались очень подходящими интерьер и атмосфера. Специально для этого вечера я сшила платье: шёлковая красная сорочка, лёгкое и летящее. Этот шёлк лежал у меня с 11 класса и вот он пригодился.

В итоге из-за ковида мероприятие состоялось 1 мая, но зато за дополнительные два месяца мы хорошо отрепетировали программу с аккомпаниатором, пианистом Кириллом Павловым».

Фотограф Матвей Кармаков
Фотограф Матвей Кармаков

Общаясь с таким человеком как Нелли, обязательно возникает желание узнать, что формирует её мышление, что стоит за её силой духа и мотивацией. И поэтому я спросила о книгах, впечатливших и повлиявших на неё, а потом ещё про детство. В ответ услышала три названия: «Lessons» Жизель Бюндхен, «Любовь во время чумы» Г. Г. Маркеса и «Я посланник» Маркуса Зусака. Кажется, озвученные произведения лишь подтверждают стойкий характер героини статьи, однако он явно с романтическими нотками.

А вот секрет нежности натуры Нелли кроется как раз в детстве, по крайней мере воспоминания о нём самые тёплые: от просмотра балета вместе с мамой и бабушкой до прогулок в лесу в компании с бабушкой. В этот момент становится ясно, как важно окружение, забота и поддержка для любого человека, чтобы он вырос чутким, понимающим мир и в тоже время не боялся покорять его.

Погружаясь в творческую биографию внешне хрупкой и одновременно харизматичной Нелли, конечно, я всё больше поражалась бесстрашной вере в себя и тому, что в своём ещё довольно молодом возрасте столько всего можно успеть, и в России, и в Англии. Наверное, только человек с настоящим актёрским дарованием может так пластично-органично вливаться в контекст разных культур. И я искренне надеюсь, что вскоре имя Нелли Шариповой вновь появится на афишах лондонских театров, уж очень хочется верить в силу намерения, в искусство маленьких шагов и в то, что человеческий труд никогда не напрасен.

Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.