Во все времена люди упорные, нацеленные на воплощение мечты, восхищали своё окружение. По воле случая рядом со мной оказалась такая девушка. Нелли Шарипова — театральная актриса, которая в свои молодые годы уже успела сыграть на сцене лондонских театров, а вернувшись на родину, снялась в сериале и кино.
Автор: Эвика Сивакова
Фотографии: из личного архива Нелли Шариповой
Нелли приехала в Санкт-Петербург в 17 лет, сразу после окончания школы. Она понимала, что хочет быть артисткой, но в Уфе не было театральных кружков. В Петербурге она попала в класс актёрского мастерства М. М. Гудкова в СПбГУ. Он стал первым учителем, благодаря которому юное дарование могло поверить в себя. У Гудкова, специализирующегося на американском театре, она сыграла такие роли как: Бланш дю Буа в «Трамвай "Желание"», Мэри в «Ох уж эти женщины», Мэри Тайрон в «Долгом путешествии в ночь», Элизабет в «Суровом испытании».
Во время учёбы в СПбГУ Нелли дважды съездила на летние курсы в Royal Academy of Dramatic Art в Лондоне (курс Шекспира и курс современной драмы) — одну из лучших актёрских школ в мире, где учились Вивьен Ли, Энтони Хопкинс и Бэн Уишоу. В RADA она попробовала себя в качестве актрисы на сцене настоящего профессионального театра Jerwood Vanbrugh Theatre, прочитала монолог Уны из «Дрозд Чёрный» Дэвида Харроуэра, а также впервые занялась именно ремеслом (речь, движение, танец, сценический бой, актерское мастерство). Этот первый опыт во многом определил её дальнейшую судьбу.
На курсе по Шекспиру Нелли была в классе Хью Фрейзера, которого российский зритель знает по фильму «101 далматинец». А одна из самых уважаемых театральных актрис Англии — Шейла Аллен — преподавала сонеты. Параллельно учёбе была возможность несколько раз в неделю ходить в театр и смотреть великолепные постановки. Например, «Боевой конь» в Уэст Энде и спектакли в знаменитом театре «Глобус».
Курсы оказали такое сильное влияние на становление актёрской личности, что Нелли загадала про себя, что обязательно вернётся в Лондон. И это, конечно, произошло, но сначала была суровая школа русского психологического театра.
Наверное, в биографии Нелли больше всего меня поразил тот факт, что она четырежды поступала в именитые российские театральные вузы, из года в год, не теряя веру в своё предназначение и не теряя хватку, за что и была вознаграждена. Однако здесь нет никакого волшебного сюжета Золушки. «Чудо» случилось, но после многолетней работы над своими профессиональными навыками: на курсах при Театральной академии, полугодового обучения в Школе русской драмы, на занятиях танцами, вокалом, скрипкой, гитарой... Вообще, история Нелли — про смелость и непоколебимость духа. А сама она говорит так:
«Я в последнее время думала о том, что достаточно смело — делать то, что ты чувствуешь, а не то, что кажется логичным. То, что ты считаешь нужным и лучшим для себя, а не то, что считает общество или семья. Слушать себя и идти за своим сердцем. Даже отказаться от чего-то, уйти или что-то не сделать, — это довольно смело, особенно если логика говорит обратное».
И вот однажды произошёл «квантовый скачок» — Нелли поступила сразу к трём Мастерам, да ещё каким:
- к И. Я. Золотовицкому в Школу-студию МХАТ;
- к А. Л. Дубровской в Училище В. Б. Щукина;
- к Г. М. Козлову в РГИСИ.
По признанию самой актрисы, сделать выбор было крайне трудно, но она всё-таки осталась в Петербурге: уж очень любила театр «Мастерская», художественным руководителем которого является Григорий Михайлович Козлов. Его имя не нуждается в представлении для российских театралов, но всё же поясню, что Григорий Козлов — один из лучших режиссёров и театральных педагогов Петербурга, преподаватель Театрального института на Моховой. В 2010 году вместе со своими выпускниками он создал «Мастерскую» — эталонный театр-дом. И ученики, и критики, и зрители отмечают особую интонацию этого театра, атмосферу уюта и легко узнаваемый режиссёрский почерк Григория Михайловича.
До сих пор Нелли ни разу не пожалела о принятом тогда решении. Она участвовала в дипломном спектакле «Мастер и Маргарита», а также играла Грекову и Анну Петровну в «Платонове» А. П. Чехова, Принцессу из «Бесплодных усилий любви» У. Шекспира. Была Таней в «Довлатов P.P.S.» С. Довлатова (постановка А.Б. Зиминой по произведениям С. Д. Довлатова на малой сцене Учебного театра).
Будучи на 4 курсе Театрального института, юная артистка решила уехать в Лондон, начала готовиться к поступлению и в 2018 году подала документы в понравившуюся школу — East 15 Acting School. Снова серьёзная подготовка с заучиванием бесконечных монологов, что в итоге дало свои плоды, она поступила сразу.
Последующие 2018–2019 годы Нелли училась в East 15 Acting School на курсе MA Acting International, руководителем которого является Робин Снеллер:
«С Робином у меня возникло большое взаимопонимание. Мне было очень интересно и приятно работать с ним. Он всегда знал, что сказать мне, чтобы я сыграла лучше. И Робин всегда очень поддерживал меня. Мне казалось, что ему тоже интересно со мной работать. Робин режиссировал мой финальный отрывок по «Русалочке». И у него я сыграла свою любимую на данный момент роль: Хестер в «Глубоком синем море» Теренса Реттигена. Во время работы над ролью Хестер я была так вдохновлена, что даже написала песню».
Самое запоминающееся из того времени — две недели в Театре «Глобус», на подмостках которого она сыграла Графиню во «Всё хорошо, что хорошо кончается». Вот, что Нелли вспоминает об данном опыте:
«Это совсем другой способ существования, было много открытий актёрских. Очень понравился наш режиссёр Брендан ОХи и то, как он работал».
Весь курс был посвящен английской драматургии. У Нелли появилась любимая пьеса — «Глубокое синее море» Теренса Реттигена — после того, как она сыграла в ней Хестер. Ещё их курс работал с режиссёром Крисом Мидсом над пьесой о движении суфражисток «Her naked skin» автора Rebecca Lenkiewicz.
А потом актриса, режиссёр и педагог Соня Риттер дала Нелли роль Веры в пьесе «Lilies on the Land», написанной Соней и другими артистами театральной компании «The Lions Part»:
«Актёрская техника разительно отличалась от той, что нам преподавал Григорий Михайлович, — говорит Нелли. — То есть у него, как это принято в традиции русского психологического театра, нужно было создавать «я в предлагаемых обстоятельствах» и очень конкретно, а здесь мне предлагалось идти от внешнего к внутреннему и даже не бояться разговаривать с воображаемым партнёром. Я долго сопротивлялась, ведь мне казалось, что всё это неправильно. А потом надоело сопротивляться, я устала... Просто решила довериться Соне. Кажется, в итоге получился такой же результат, как если бы я шла от внутреннего к внешнему. В целом я пришла к живому герою, просто новым путём. Было классно работать с Соней! Благодаря ей я узнала, что мой актёрский диапазон шире, чем я предполагала.
Интересно, что пьесу написали артисты the Lions part, включая Соню. Они долго эту пьесу играли, Соня была в оригинальном касте. С нами она поставила уже существующую и имевшую успех пьесу и дала мне роль, которую сама исполняла в оригинальной постановке. При этом Соня дала мне свободу для собственной интерпретации! Она работала со мной над актёрскими вещами в первую очередь, помогала мне хорошо сыграть, попробовать новое и выйти за рамки моих возможностей».
На финальной работе курса нужно было самостоятельно написать монолог, опираясь на какого-нибудь литературного героя. Нелли выбрала Русалочку, но это была не детская версия, был важен именно психологизм момента, когда она хочет убить Принца, но умирает сама:
«Мне кажется, это хорошее упражнение для последнего задания магистерского курса. Так как оно даёт осязаемое понимание, что ты можешь создать театр с нуля, тебе никто не нужен, даже писатель или драматург. Можешь сам создать текст и его исполнить — это крутое ощущение, которое добавляет уверенности в себе».
К сожалению, в Лондоне нельзя работать по студенческой визе артистом, спортсменом и врачом, поэтому Нелли нужно было получить другую визу, но началась пандемия, она вернулась в Россию и пришлось отказать агентствам, сделавшим ей несколько интересных предложений. Потенциальной работе в театре помешало отсутствие соответствующей визы.
На период локдауна Нелли продолжила своё профессиональное самосовершенствование. Всё лето слушала вебинары, рассылала анкеты по агентствам, прошла курс довольно значимого в Европе кастинг-директора Люси Ленокс (у неё собственная онлайн школа). Найдя своего актёрского агента, Нелли вернулась в любимый Санкт-Петербург. После этого были ещё онлайн встречи с актёрами и режиссёрами в StageMilk Drama Club. Это мировое сообщество, организованное австралийскими актёрами и нацеленное в том числе на Голливуд. Поработала с Mel Churcher, которая помогла преодолеть издержки вынужденного перерыва в профессии.
2022 год привнёс в творческую жизнь Нелли кино. Она соприкоснулась с киноиндустрией сначала через сериал «Убить Риту» Марии Агранович, а потом снялась в короткометражном фильме «Неопределённость» Павла Чвилёва.
Но театр по-прежнему является важнейшей частью жизни актрисы. Поэтому весной прошлого года Нелли представила на суд зрителей спектакль-концерт, который был организован при помощи друзей, тоже театральных профессионалов:
«Я занималась вокалом с педагогом, с которым мы дружим, и у нас возникло такое понимание, что нужна встреча со зрителем, чтобы дальше двигаться, именно в работе с голосом. И в преддверии 14 февраля мы решили сделать программу ко Дню святого Валентина. Мне хотелось поговорить о любви, так как многие песни были о ней. Мы совместили пение с отрывками из литературных произведений и так получился концерт “Все песни только о любви” .
Были использованы отрывки из произведений Пруста, Маркеса, Фицджеральда, писем Ремарка. Ещё мой друг, писатель из Португалии, создал истории, которые сделали это собрание сочинений единым и законченным представлением. Мне также помогла мой подруга-режиссёр, Кристина Куца (мы с ней вместе учились на курсе Г.М. Козлова). Плюс ребята из театра «Мастерская» помогли со светом и звуком.
Нас поддержали в кафе «Птицы», где мы и провели этот литературно-музыкальный вечер. Здесь оказались очень подходящими интерьер и атмосфера. Специально для этого вечера я сшила платье: шёлковая красная сорочка, лёгкое и летящее. Этот шёлк лежал у меня с 11 класса и вот он пригодился.
В итоге из-за ковида мероприятие состоялось 1 мая, но зато за дополнительные два месяца мы хорошо отрепетировали программу с аккомпаниатором, пианистом Кириллом Павловым».
Общаясь с таким человеком как Нелли, обязательно возникает желание узнать, что формирует её мышление, что стоит за её силой духа и мотивацией. И поэтому я спросила о книгах, впечатливших и повлиявших на неё, а потом ещё про детство. В ответ услышала три названия: «Lessons» Жизель Бюндхен, «Любовь во время чумы» Г. Г. Маркеса и «Я посланник» Маркуса Зусака. Кажется, озвученные произведения лишь подтверждают стойкий характер героини статьи, однако он явно с романтическими нотками.
А вот секрет нежности натуры Нелли кроется как раз в детстве, по крайней мере воспоминания о нём самые тёплые: от просмотра балета вместе с мамой и бабушкой до прогулок в лесу в компании с бабушкой. В этот момент становится ясно, как важно окружение, забота и поддержка для любого человека, чтобы он вырос чутким, понимающим мир и в тоже время не боялся покорять его.
Погружаясь в творческую биографию внешне хрупкой и одновременно харизматичной Нелли, конечно, я всё больше поражалась бесстрашной вере в себя и тому, что в своём ещё довольно молодом возрасте столько всего можно успеть, и в России, и в Англии. Наверное, только человек с настоящим актёрским дарованием может так пластично-органично вливаться в контекст разных культур. И я искренне надеюсь, что вскоре имя Нелли Шариповой вновь появится на афишах лондонских театров, уж очень хочется верить в силу намерения, в искусство маленьких шагов и в то, что человеческий труд никогда не напрасен.
Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.