24 января были объявлены номинанты на премию «Оскар», которую в этом году вручат в 95-й раз. И вновь Американская киноакадемия попала в расставленную собственными же правилами ловушку, согласно которой в главной номинации просто необходимо набрать десять номинантов, даже если год был совершенно неурожайным.
А 2022-й, прямо скажем, запоминающимися фильмами не изобиловал. Из итоговой десятки, пожалуй, только три картины не вызывают вопросов – они же лидеры по числу номинаций: «Банши Инишерина» Мартина Макдоны (9), «Фабельманы» Стивена Спилберга (8) и «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниела Шайнерта (11).
Полный же список в главной номинации выглядит так:
- «Аватар: Путь воды»
- «Тар»
- «Топ Ган: Мэверик»
- «Фабельманы»
- «Элвис»
- «На Западном фронте без перемен»
- «Всё везде и сразу»
- «Банши Инишерина»
- «Говорят женщины»
- «Треугольник печали»
Читайте также
«Аватар: путь воды»: пляжный эпизод из мира блокбастеров
К уже существующим на различных кинопремиях гендерным и расовым повесткам добавилась новая – финансовая. Миллиард долларов в мировом прокате, и добро пожаловать в номинацию «Лучший фильм»! Оно и понятно, 2022-й стал первым постпандемийным годом, когда изголодавшийся по кассовым сборам Голливуд начал приходить в себя после двухлетнего локдауна, нанесшего огромный урон индустрии.
Могли ли бы вы себе представить в прежние годы, что фильм вроде добротного, но прямого, как рельс, боевика «Топ Ган: Мэверик» может сразиться за главный «Оскар»? Есть ощущение, что где-то затряслись губы у продюсера и исполнителя главной роли во франшизе «Форсаж» Вина Дизеля с немым вопросом: «А что, так можно было?». Тем более, второй «Аватар» по количеству упоминаний «семьи» не уступает последним частям скоростной франшизы и в списке номинантов также присутствует.
Впрочем, вряд ли кто воспринимает притязания блокбастеров Джозефа Косински и Джеймса Кэмерона на главную статуэтку всерьёз. Основной батл здесь развернётся между «Фабельманами» Спилберга и «Всё везде и сразу» от дуэта Дэнов. Лишь на первый взгляд кажется, что это кардинально разные картины, а по сути своей обе рассказывают о дисфункциональных семьях. Более того, в обеих мы наблюдаем за конфликтом матери и ребёнка и болезненных попытках склеить разрушающуюся связь.
Ну и, наконец, оба фильма говорит о вселенской любви к кинематографу – Спилберг делает это в лоб, Кван и Шайнерт – метафорично, ссылаясь на десятки картин от «Любовного настроения» Вонг Кар-Вая до «Разборки в Бронксе» с Джеки Чаном.
И какую бы искреннюю любовь я не питал ко «Всё везде и сразу», перспективы победы Спилберга куда более явственны. Во-первых, Академия и без того перевыполнила план по либерализации премии, три года подряд награждая малобюджетные картины, снятые кем угодно, лишь бы не белыми цисгендерными мужчинами (сейчас кто-нибудь вспомнит фамилию автора фильма «CODA: ребёнок глухих родителей»?).
Да и потом, когда воплощение Голливуда, обеспечивший тектонические сдвиги в самом понятии «кинематограф» снимает фильм о своём детстве, кто сможет этому сопротивляться?
Впрочем, есть, конечно, и немного отстающий от фаворитов кошмар логопеда под названием «Банши Инишерина». Тем более, Академия явно задолжала статуэтку Макдоне, когда предпочла карамельно-приторную «Форму воду» «Трём биллбордам на границе Эббинга, Миссури». Но опыт показывает, что для неформатных режиссёров вроде Макдоны (Тайки Вайтити, Квентина Тарантино или Спайка Джонса) всегда есть уютное «гетто» под названием «Лучший сценарий». В этой номинации им и раздают «Оскары», чтобы сильно не расстраивались.
Что ещё накидали в нагрузку в номинации «Лучший фильм»? Карнавальную сказку «Элвис» База Лурманна (сразу до свидания!); абсолютно античеловечную по своему хронометражу комедию Рубена Эстлунда «Треугольник печали» (ещё во время Каннского фестиваля у многих было недоумение, откуда столько чести в виде «Золотой пальмовой ветви» не самому удачному фильму режиссёра); ещё более негуманный триллер «Тар» Тодда Филда; отрабатывающий иностранную квоту немецкий «На западном фронте без перемен»; и драму «Говорят женщины», которую даже опытные синефилы едва ли посмотрят.
Собственно, эти десять картин растаскают призы практически во всех номинациях, за редким исключением.
К примеру, в номинации «Лучшая актриса в главной роли» явным фаворитом выглядит Кейт Бланшетт («Тар»). Если Мишель Йео не помешает, Бланшетт станет третьей из ныне живущих актрис в активе, которой будет три «Оскара» (после Мерил Стрип и Фрэнсис Макдорманд).
Всего в этой номинации традиционно поборются пять актрис:
- Кейт Бланшетт, «Тар»
- Ана де Армас, «Блондинка»
- Андреа Райзборо, «Ради Лесли»
- Мишель Уильямс, «Фабельманы»
- Мишель Йео, «Всё везде и сразу»
Интереснее выглядит битва в номинации «Лучший актёр в главной роли». С одной стороны, есть Колин Фаррелл из ленты «Банши Инишерина», но ему противостоит Брэндан Фрейзер, сыгравший двухсоткилограммового профессора в фильме «Кит» Даррена Аронофски. К слову, Аронофски полтора десятка лет назад проделывал подобный трюк – вытащил из забытья потухшую звезду блокбастеров и вывел его в «оскаровские» номинанты. Тогда Микки Рурку в образе стареющего рестлера не удалось увести статуэтку у Шона Пенна. Возможно, получится у Фрейзера.
Полный список номинаций и номинантов читайте по ссылке. Там есть Навальный!