Чем больше человеку твердят, что он должен - родителям, детям, партии, Родине - тем сильнее ему хочется заявить о том, что он никому ничего не должен.
Мы не хотим вступать в дружеские или супружеские союзы, которые к чему-то нас обязывают, но не потерпим рядом с собой человека, который живет исключительно для себя.
Чем больше человек может произвести и поделиться - тем больше вокруг него... нет, не таких же добрых и щедрых. Вокруг него все больше трутней.
Одна молодая девушка доказывала подругам, что идеи феминизма - полный бред. И она все бы отдала, чтобы жить в эпоху патриархата.
Она бы готовила мужу завтрак, обед и ужин, встречала бы его дома радостная и счастливая, а не вымотанная на планерках и совещаниях.
А он бы приносил домой мамонта, строил дом и сажал деревья.
Девушки вздыхали - ох, как же ты права! Патриархат - это то, что нам нужно.
Пожилая преподавательница, которая краем уха слышала их разговор, сказала: "Девочки, вам не о патриархате надо мечтать, а от мыслей о паразитизме избавляться".
Роберт Рождественский написал стихотворение "Долги". Написал легко, а смысл заложил гигантский. Но понять эти строки могут не все, потому что уровень осознанности и ответственности перед близкими и обществом у всех разный.
Есть поговорка: "Кто везет - на том и едут". Она ставит сильного, сочувствующего и деятельного человека в позицию слабовольного существа.
В одном из детективов Агаты Кристи, мне попался типаж девушки, которой ее дед миллионер завещал все свое состояние.
14 других наследников обиделись. А он пояснил: "Именно эта девушка - несгибаемый стержень семьи. Вы будете во всем ее слушаться, если не хотите оказаться на обочине жизни". Быть стержнем - почетно.
Есть люди, которые считают, что они обязаны помогать и заботиться, хотя их об этом даже не просят. А есть и такие, которые считают, что каждый сам за себя. И пройдут мимо протянутой руки. Если жить для других - то когда же жить для себя?
Для одного счастье - в пользе, для другого - в возможности поделиться, а третий вообще не понимает, как можно что-то свое отдавать другому.
У Леонида Филатова есть стихотворение о том, как он не спит по ночам, все думает, как помочь детям его рано ушедших в мир иной друзей. Друзья об этом не просили. Просит его совесть.
Она ведет разговоры и с каждым из нас: кому и сколько мы должны - деньгами, вниманием, участием. Что будет, если мы предложим помощь? Не навредим ли своими благими намерениями? Что будет, если в этой помощи отказать?
Стоит ли вкладывать силы в детей? Не испортит ли это их? Стоит ли потакать пожилым родителям?
А что и кому я должен в масштабах города? Страны? Мира?
"Долги" Р.Рождественский
Пришла ко мне пора платить долги.
А я-то думал,
что еще успею…
Не скажешь, что подстроили враги.
Не спрячешься за юношеской спесью.
И вот я мельтешу то здесь, то там.
Размахиваю разными словами:
«Я расплачусь с долгами!
Я отдам!..
Поверьте мне!..»
Кивают головами
леса и травы, снегопад и зной,
село Косиха, Сахалин и Волга.
Живет во мне, смеется надо мной
Немыслимая необъятность долга!
Ждет каждая секунда.
Ждут года.
Озера, полные целебной влаги.
Мелькнувшие, как вспышка, города.
Победные
и траурные флаги.
Медовый цвет клокочущей ухи.
Моей Москвы
всесильные зарницы.
И те стихи, те — главные — стихи,
которые лишь начинают сниться.
И снова полночь душу холодит.
И карандаш с бессонницею спорит.
И женщина
в глаза мои глядит.
(Я столько должен ей, что страшно вспомнить!)
— Плати долги!..
Плати долги, чудак!..
Давай начистоту судьбу продолжим…
Плачу.
Но каждый раз выходит так:
чем больше отдаешь,
тем больше должен.