Эти слова великого Пушкина невольно вспоминаются, когда открываешь недавно выпущенный в Петропавловске сборник стихов начинающих поэтов. Открываешь с вопросом: как звучат, хорошо ли поставлены «Камчатские голоса»*, не фальшивят ли? Ведь как-никак это издание — первая попытка собрать воедино творчество поэтической молодёжи области, первая заявка наших молодых поэтов на литературную самостоятельность, творческую зрелость.
* «Камчатские голоса» — сборник стихов начинающих поэтов. Петропавловск-Камчатский, 1957 год.
Поэты, представленные в сборнике — люди с разными судьбами, разными профессиями. Но тем не менее, читая их произведения, находишь сразу то общее, что роднит учителя Хрюкина и лётчика Мирошникова, журналиста Корнилова и фельдшера Шора. Через весь сборник красной нитью проходит тема Камчатки. Преломляясь по-разному в творческом восприятии поэтов, эта тема звучит почти в каждом стихотворении.
Когда-то здесь Беринг,
Походкой усталой
Вступая на берег,
Основывал город…
пишет Георгий Корнилов о Петропавловске в стихотворении «Наш город». И вот мы идём с поэтом по гигантским ступеням лестницы времени. Всё выше, выше. Своеобразный ритм стиха, удачно найденная форма позволяют зримо представить настоящий и будущий Петропавловск, где
Не зная сравнений,
Пролягут ступени
Сверкающих лестниц,
Сбегающих к морю…
И лучшие планы,
Чертёж на бумаге,
Желанная небыль
Предстанет нам былью.
Любовь к Камчатке, краю несметных богатств, к людям, которые приехали сюда для того, чтобы освоить эти богатства на благо народа, пронизывает все стихи Ивана Хрюкина, Ивана Мирошникова, Николая Набатова, Владимира Косыгина и других молодых поэтов.
Их литературные герои приехали сюда, чтобы почувствовать себя Берингами, «но только — с новою судьбой». Здесь, на Камчатке девушка-учительница открывает, «что в этот край приехала не зря». Здесь, в «далёком утреннем краю», пишет И. Мирошников в стихотворении «Новосёлу», «тебя ждут товарищи верные», а Н. Ершова, обращаясь к девушке-эвенке, возвратившейся на родину, говорит:
Так пусть же твой труд
Будет радостным, верным.
Пусть край твой
Растёт и цветёт.
И это не декларация, не просто красивый призыв. В сборнике много стихов, в которых верно и точно подмечены черты новой Камчатки. Особенно это чувствуется там, где речь идет о материальном и духовном росте коряков, которым Советская власть принесла свет и культуру. В коротком двенадцатистрочном стихотворении «О чём оленевод мечтает» Иван Хрюкин сумел явственно показать, какими широкими стали горизонты у ранее забитого, неграмотного коряка-оленевода. Оленеводы едут на слёт в Москву, садятся в самолёт. О чём же они думают в это время? Нет, они не удивляются чуду техники, «железной птице».
Уселись чинно, каждый в мягком кресле…
Взревел отчаянно мотор-медведь…
И пастухи мечтают в небе: «Если б
Разок… на реактивном пролететь»…
Ещё выше, ещё дальше! К новым свершениям и победам зовёт поэт! Надо прямо сказать, что это стихотворение — творческая удача И. Хрюкина. Из двенадцати его стихотворений это да ещё «Быстрина» выделяются особенно. Последнее так богато красками и несёт такую большую мысль, что трудно удержаться и не привести его целиком:
Поблёскивая, как струна,
Не замерзает быстрина…
Хоть на крутые берега
Два раза падали снега,
Хотя напористый мороз
На тихих реках льдом нарос…
Я быстриной хотел бы быть,
Чтоб жизнь прожить и не остыть,
И чтобы сердце никогда
Не покрывалось коркой льда.
Творчество Ивана Хрюкина и Ивана Мирошникова представлено в книге наиболее широко. Составители сборника сделали это по вполне понятным причинам. Оба поэта наиболее зрелые из поэтической молодёжи Камчатки. Но всё-таки думается, что отбор стихотворений этих поэтов произведён не совсем правильно. Так, наряду с отличными стихами, пронизанными свежей мыслью («Быстрина», «Новосёлу»), в сборник оказались включёнными очень слабые произведения этих поэтов. Мелко по теме, например, стихотворение И. Хрюкина «На побережье». Пришёл на побережье пароход, привёз продукты и отвёз на материк рыбу — вот в сущности содержание стиха. Нет в нём ни наблюдений, ни открытий. Плохой язык: «суда, пришедшие сюда», «продукты мирного труда». Очень слабо стихотворение И. Мирошникова «Первый снег».
Наш первый снежок! Он ещё не примятый, (?)
На урожайных российских просторах,
С доверьем касается шапки солдата (?)
И гордых пшеничных (?) бровей комбайнёра.
Составителям сборника нужно было более вдумчиво отнестись к отбору стихов. И у Хрюкина, и у Мирошникова есть хорошие стихи, которые почему-то оказались за бортом книжки.
Давать сейчас оценку творчеству других поэтов, чьи стихи включены в сборник, было бы неверным. З. Костомарова, А. Чернышев, Н. Сошин, В. Косыгин и другие представлены всего одним-двумя произведениями. Но нельзя не остановиться на стихотворении Э. Куни «Смелые люди». Оно настолько эмоционально, что безполезно пересказывать содержание. Сочными смелыми мазками рисует картину рыбацкого стана молодой поэт. Он не боится неожиданных сравнений: «бригадный стан десантной ротой», гипербол — «взрывают тучи криком утки», его эпитеты — «туман навис сырой подушкой» — точны, зримы. У Э. Куни меток взгляд, чутко восприятие, большая наблюдательность. Чувствуется, что у него уже вырабатывается свой индивидуальный почерк, стиль. «Смелые люди» —стихотворение в самом лучшем смысле этого слова.
Не всё хорошо в сборнике. Наряду с удачами есть и слабые, безпомощные стихи. Но всё это не снижает общего хорошего впечатления. «Камчатские голоса», впервые зазвучавшие — отличный подарок Камчатскому областному фестивалю молодёжи.
А. Жаренов.
Камчатская правда. — 1957. — № 152. — 29 июня.