Найти тему
КультЪ - турне

Художественно о «Художественном»

Начало XX века было ознаменовано появлением нового вида развлечения - кино! Под власть, как его назовут позже, Великого немого, попали буквально все: от мала до велика вне зависимости от происхождения, пола и национальности. А предприимчивые люди, чуткие к новым перспективным идеям, начинают открывать соответствующие моде заведения. Надо сказать, что к 1913 году в Москве было уже более 100 электротеатров (часто, это очень неудобные помещения со стоячими местами). Лучшим из кинотеатров - к тому же самым вместительным (на 900 мест) - стал «Художественный электро-театръ» на Арбатской площади.

Впервые на этом месте синематограф был построен Николаем Благовещенским по заказу предпринимателя Альберта Брокша в 1909 году. Зал был рассчитан на 400 человек, а сеансы продолжались по 10-15 минут. Но популярность кино росла, назревала необходимость в расширении помещения. Для перестройки здания Брокш в 1912 году пригласил одного из самых модных архитекторов Москвы - Фёдора Шехтеля.

Проект Федора Шехтеля 1912 год.
Проект Федора Шехтеля 1912 год.

К этому времени Шехтель уже построил в Москве один «Художественный». Для Станиславского и Немировича-Данченко. В 1910-е годы их Художественно-Общедоступный театр стал мегапопулярен. Кино тоже потихоньку превращалось в искусство и тоже претендовало на художественность. Ставшее модным это слово очень подходило для названия обновлённого, самого роскошного кинозаведения.

Шехтель создал пространство, которому могли бы позавидовать многие театральные деятели. Здесь был большой вместительный зал с балконом (что не свойственно для кинозалов) и оркестровой ямой, в фойе - фонтан, кадки с пальмами, небольшая сцена для выступлений, буфет и гардероб в вестибюле. И внешне здание смотрелось презентабельно: два входа были украшены белыми колоннами и барельефами в античном стиле в виде голов мужчины и женщины, в нишах под крышей - кони, мчащие колесницу с богом солнца Гелиосом, и быки, везущие колесницу с богиней луны Селеной. Здесь же - надпись «Художественный электро-театръ».

На протяжении всей своей истории «Художественный» оставался любимым кинотеатром у зрителей. И репертуар всегда поддерживался соответствующий. В 1920-е, он тогда назывался 1-м Госкинотеатром, в нем проходили все кинопремьеры. Например, здесь был впервые представлен публике фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (1926 год). Для рекламы фильма на фасаде укрепили макет корабля. И он прекрасно вписался!

В эру звукового кино «Художественный» - опять первый. В 1931 году здесь продемонстрировали первый звуковой отечественный фильм «Путёвка в жизнь».

Менялось время, кинотеатр менялся внешне и внутри. Согласно новой моде избавлялись от излишеств: с фасада исчезла лепнина, из фойе - фонтан, за счет оркестровой ямы (ее убрали) добавили некоторое количество рядов…

И вот настал новый век. Пришло время кинотеатр закрыть на капитальный ремонт. Целых семь лет его преображали. Ходили разные слухи по поводу того, что происходит там, в наглухо заколоченном пространстве. Тем более, что сроки завершения работ постоянно передвигались. И вот наконец в апреле 2021 года - Ура! - кинотеатр открылся для первых показов. Конечно, было интересно заглянуть внутрь. Многие были заранее готовы к критике «современных ремонтов». Но кинотеатр превзошёл, мне кажется, ожидания даже самых лояльно настроенных граждан. Заходишь - и АХ! Настолько здорово оказалось все продумано и воплощено.

Иногда, когда путь лежит мимо, захожу сюда выпить чашечку чая. На днях именно так и произошло. Только села в свое любимое кресло в отдаленном, неочевидном для всех уголке, как слышу сзади нарастающий шум шагом по лестнице. Это поднималась группа экскурсантов. Когда экскурсовод начал рассказывать, все слушали просто затаив дыхание. Надо же! Я уже в который раз подумала, насколько для каждого из нас важно грамотное разъяснения, причём всего - явления, события, произведения. Совсем другими глазами смотришь и по-другому видишь. И отношение меняется: у объекта повышается значимость, появляется уважение к чей-то работе, а иногда и восхищение.

И ещё я подумала, что, может быть, и читателям будет интересно узнать об изменениях в «Художественном». Во-первых, еще не все знают, что это пространство уже можно посещать, во-вторых, не все, кто знает, побывали там, а в-третьих, просто не у всех есть возможность это сделать.

Немного о реставрации. За работу в данном случае взялись несколько архитектурных бюро. Так что это коллективное, или многоколлективное, творчество. Им удалось восстановить всё, что можно было восстановить, и воссоздать все задумки Фёдора Шехтеля.

Во-первых, фасад. Сегодня его вновь украшают колонны и барельефы, и надпись появилась точно такая, как была во времена Шехтеля. Причём подошли очень ответственно: барельефы воссоздали именно из гипса (как было у Шехтеля), кирпич положили на раствор максимально похожий по составу на тот, что существовал в ту эпоху, фасад покрыли такой же основой (цемент с добавлением слюды и кварца) и попытались ему вернуть шехтелевский цвет. В книгах строительной бригады Шехтеля цвет был описан, но добивались необходимого оттенка очень долго. По признанию реставраторов, «всё равно нынешняя версия отличается от той, какую видели москвичи эпохи Шехтеля… лет через пять фасад выгорит и тогда станет натуральным».

Во-вторых, внутреннее пространство. Важная и масштабная работа происходила именно там. В XX веке некоторые вещи были утрачены, их надо было вернуть. Кроме того, задача была не просто в восстановлении памятника, необходимо было создать суперсовременный кинотеатр!

Когда заходишь в кинотеатр, сразу попадаешь в вестибюль с гардеробом и кассами. Из нового: в вестибюле появилась лестница, которой раньше в этом пространстве не было. Она ведет на второй этаж, где сейчас расположены два малых кинозала (раньше здесь был чердак). Но в современном кинотеатре и должно быть несколько кинозалов. Лестница стала самым серьезным вторжением современных архитекторов. Но зато каким! На мой взгляд, это отсылка к шехтелевской лестнице в особняке Рябушинского на Спиридоновке (хоть там и другая эпоха, модерн), но здесь несколько масштабнее. Получилось здорово.

Дальше мы проходим в фойе. Помещение стало гораздо выше. Оказалось, что потолок понизили в советское время. Под гипсовым потолком обнаружилось тоже что-то вроде чердака. Он закрывал спроектированные Шехтелем карнизы и уникальные ажурные вентиляционные решётки. Карнизы полностью восстановили, а решётки заменили на металлические (были из алебастра), воссоздав рисунок Шехтеля. Главным украшением фойе стал фонтан на фоне восстановленного оконного витража во всю стену. Реставраторы рассказывают: «Фонтан был отмечен на исходном чертеже Фёдора Шехтеля, правда, без каких-либо уточнений: полукруг и надпись «Фонтан». Хотя, когда вскрыли полы, нашли основание для фонтана. Каким его задумал и реализовал Шехтель, мы уже не узнаем, так как фонтан был утерян. Наши коллеги придумали свою оригинальную инсталляцию на тему воды». Это система металлических прутьев, колб и стеклянных шаров, через которые течёт вода. Между ними горшки с живыми цветами-вьюнками.

Ещё одна задумка Фёдора Шехтеля - оранжерея. Она была ранее уничтожена. На сегодняшний день архитекторы ограничились инсталляцией у фонтана, панно и рисунками на стенах с растительными мотивами.

Из фойе можно попасть в основной, исторический, кинозал. Справа от него вход в ресторан, слева - в кафетерий и лестница, ведущая в северное фойе. Вот эта лестница - историческая, спроектированная Фёдором Шехтелем. От оригинала, правда, остались лишь две ступеньки (их вы заметите, если будете особенно внимательны). Остальное реставраторы перебрали, скомпоновали. Дизайн лестницы остался прежним. Деревянный поручень тоже изготовлен по проекту Шехтеля: аналогичный взяли из дома на Большой Садовой, где жил архитектор, и сделали реплику.

Обновлённый основной зал для кинопоказов - это просто колоссальная работа. Здесь реставраторы «бились за композицию до последней штукатурки». Они вспоминают, что их работа в данном случае была похожа на детективное расследование, настолько были интересны и неожиданны находки: то, что долгие годы скрывалось под многочисленными слоями краски и штукатурки, или было уничтожено.

Работа, длительная работа, состоит из множества-множества деталей. Одно из изменений в кинозале - барельеф над экраном, изображающий двух симметричных морских коней с рыбьими хвостами (гиппокампов), которые держат вывеску «1912» - годом перестройки кинотеатра по проекту Шехтеля. В советскую эпоху оригинал снесли. Реставраторы воссоздали барельеф по фотографиям и аналогам.

Работали, конечно, со всем пространством: полом, стенами, зрительным залом. Провели скрупулёзную реставрацию балкона - это визитная карточка столичного кинотеатра, - и колонн, на которые он опирается. Реставраторам удалось обнаружить небольшие фрагменты шехтелевского кессонного (это многоуровневая отделка из впадин, ячеек и балок) потолка: такой был над всем залом, но в 1950-е годы его заменили на обычный, с побелкой. Сейчас потолок изготовили заново с намёком на кессоны Шехтеля. Но кессонный потолок не просто дань памяти архитектуре Шехтеля. Рамки играют особую роль: между ними вмонтирована звуковая техника. «Обычно кинозалы увешаны колонками. Это необходимо. Но в исторический антураж они не вписываются. Так наша команда специально летала в Лондон на встречу со специалистами по звуку, которые спроектировали 54 колонки для этого зала. Часть техники спрятана под потолком, а часть - за стенами», - рассказали специалисты.

Описывая некоторые детали, я хочу продемонстрировать всю серьёзность и тщательность проведенной работы. Но обо всём не расскажешь, конечно.

Итак, сегодня для посетителей работают три зала, и, что интересно, у одного из них достаточно оригинальная концепция. Это небольшое камерное пространство на 21 место со столиками для закусок и напитков (их можно заказать из ресторана прямо на киносеанс) и - важно - с особой программой: фильмы демонстрируют по вашему индивидуальному заказу из библиотеки «Художественного»!

Сейчас в репертуар кинотеатра включены не только современные фильмы, но и старые, любимые многими, картины.

Как вы понимаете, сюда можно прийти не только из-за кино. Сюда в принципе стоит прийти. И открыть для себя это по-настоящему красивое и, что удивительно для современного дизайнерского подхода, по-настоящему уютное место. Я почему-то уверена, что вам здесь понравится также, как и мне!


P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.