Эдуард, как и большинство мужчин на постсоветском пространстве, никогда не был поборником чистоты и порядка. Точнее, он очень любил, когда дома уютно и чисто, но сам к этому руку прилагать не желал. Почти все сорок пять лет, что они состояли в браке, этим занималась его супруга, Валентина. До поры до времени это всех устраивало - Эдуард много работал и приносил в дом хорошую зарплату, а Валентина получала меньше и работала по четыре часа в день "для души", поэтому и львиная доля домашних забот была на ней.
Однако все изменилось после того, как супруг окончательно вышел на пенсию.
- Я вечером возвращаюсь в натуральный хлев! - жаловалась Валя своей дочери Инге. - Раньше он хотя бы весь день на работе торчал и не мусорил в доме. А сейчас... Я пришла - в раковине гора посуды, куча чашек из-под чая и кофе на столе, под ними липкие пятна. Сегодня Их Величество изволили побриться - так почти вся ванная усыпана щетиной! На диване - шкурки от апельсинов, журнальный столик весь усыпан шелухой от семечек. Какие семечки, Господи... Он же их не ел никогда! Ну и вишенка на торте - вся кровать в крошках. В выходные это еще как-то можно было вынести, но каждый день?!
- Мда... - хмыкнула Инга. - А что, так сложно загрузить посудомойку?
- Видимо, сложно, - вздохнула Валя.
Между супругами начали постоянно вспыхивать ссоры. На все просьбы жены убирать за собой Эдуард ворчал, что сделает потом или уже собирался заняться уборкой, но Валя пришла и устроила скандал, поэтому у него теперь нет никакого настроения что-либо делать. Поначалу Валя послушно убирала оставленный мужем бардак, потом пыталась бастовать и оставлять все как есть. Но ей самой было противно находится среди этого мусора, да и боялась, что тараканы заведутся.
- Хоть разводись на старости лет! - сердилась Валя.
Инга предложила вызывать клининг, но потом поняла, что на услугах приходящей уборщицы семья просто разорится - квартира превращалась в свинарник каждый божий день.
Инге было больно видеть, как ругаются ее самые любимые люди. Нужно было срочно что-то предпринять, поэтому она решила посоветоваться со своим мужем Виталием. Верно говорят: одна голова хорошо, а две - лучше. После мощного мозгового штурма Инга с супругом разработали коварный план как снова вернуть гармонию в семью Эдуарда и Валентины.
По традиции, пару раз в месяц обе семейные пары ходили в кафе или ресторан, чтобы поужинать и пообщаться. И вот во время одного из таких ужинов Виталий сказал:
- Мы с Ингой тут подумали и решили, что этим летом сможем подарить вам ремонт. Более того, Валентина Павловна, пока ведутся все работы, вы с Ингой съездите в санаторий на отдых и лечение. Путевки мы тоже оплатим.
- Ох, Виталя! - удивилась Валентина. - Это просто царский подарок! Мы давно уже хотим обновить кухню и санузел, но все не решались. Да и в санаторий я тоже хочу уже года два. А как же вы с Эдиком?
- А мы с Эдуардом Петровичем будем контролировать ремонт и проведем время в чисто мужской компании, - улыбнулся Виталий.
- Это я поддерживаю! - сказал Эдуард.
Через полтора месяца дамы уехали на летний отдых, а Эдуард с Виталием основали этакий клуб одиноких сердец.
- Ну что ж, дорогой зятек! - радостно произнес он, наливая себе рюмку водочки. - За свободу! Нет, я, конечно, наших девочек очень люблю, но иногда надо вот так вот отдохнуть чисто мужской компанией.
- Конечно, дорогой Эдуард Петрович, - улыбнулся Виталий. - Конечно, вы совершенно правы!
"И вы еще даже не догадываетесь, какой сюрприз вас ожидает", - подумал он про себя.
Валя с Ингой вернулись через месяц. После санатория они заехали к Жене, дочке Инги и Виталия, которая училась и работала в Барнауле, и тоже прекрасно провели там время.
Валя знала, как идут ремонтные работы, потому что Виталий регулярно скидывал ей фотоотчеты. Однако она все равно восхищенно ахнула, увидев обновленную кухню и санузел.
- Какая красота! - радовалась она. - А какой красивый цвет у кухонных фасадов! В реальности он еще более нежный, чем в компьютере... А эта плитка? Ох, детки мои, какие ж вы у меня молодцы! Когда я тут окончательно все обустрою, буду ждать вас на пироги.
- Мы очень рады, что вам все нравится, - сказал Виталий. - А на пироги придем обязательно!
Через два дня Валя позвонила дочери.
- Инга, - осторожно спросила она, - а что с папой случилось, пока нас не было?
- А что случилось? - не поняла дочь.
- Он как-то... странно себя ведет. Убирает за собой посуду, моет чашку... Носки перестал раскидывать. Твой муж что, заменил Эдика разумным андроидом?
- А, ты про это! - усмехнулась Инга. - Нет, это по-прежнему наш милый папа. Только вот... у Виталия с ним состоялся серьезный мужской разговор.
В тот вечер, когда Эдуард и Виталий проводили своих жен в санаторий, они душевно посидели, и Эдуард отправился спать на диван в гостиную. Утром он зашел на кухню и увидел там Виталия.
- Доброе утро, Эдуард Петрович! - поздоровался зять. - Что ж это вы вчера за собой посуду не убрали?
- Я? - опешил Эдуард. - Не убрал? А, ну да. Наверное, забыл.
- Впредь не забывайте, - с улыбкой сказал Виталий. - Давайте завтракать. Вы любите омлет?
- Да, - кивнул Эдуард.
- Ну тогда достаньте, пожалуйста яйца и молоко из холодильника.
Эдуард нахмурился - Валя никогда не требовала, чтобы он хозяйничал на кухне. Но просьбу зятя он все равно выполнил.
- Замечательно, - сказал Виталий. - А теперь, будьте так добры, поставьте сковороду на огонь. Нет, вон ту, большую. Да, спасибо.
Виталий мастерски взбил жидкую яичную смесь и вылил на сковородку.
- Надо бы еще колбаски, хлеба и овощей нарезать. Мы с Ингой любим бутерброды с "Докторской" и огурцом. Вы как?
- Не откажусь, - сказал Эдуард.
- Отлично! Тогда нарежьте, пожалуйста, колбасу.
Эдуард сердито засопел, но колбасу нарезал.
После завтрака он почистил зубы и вернулся на диван, чтобы отдохнуть и посмотреть телевизор. Однако его планам было не суждено сбыться. В комнате появился Виталий и укоризненно произнес:
- Эдуард Петрович! Вы опять не убрали посуду за собой. Пожалуйста, положите ее в посудомойку. И протрите зеркало в ванной, а то вы сильно его забрызгали.
Эдуард уже начал свирепеть. Однако исключительно из мужской солидарности он сделал все, о чем попросил зять.
"Ну теперь-то он от меня отвяжется!" - раздраженно подумал Эдуард, включая спортивный канал. Но Виталий и не думал оставлять тестя в покое.
- Сегодня суббота, - сказал он. - В этот день у нас с Ингой обычно уборка и закупка продуктов на неделю. Вы пока отдохните, а я протру пыль. Потом пропылесосим и вымоем пол.
- Витя, ну ё-моё! - воскликнул Эдуард. - Какая уборка? Я отдохнуть хочу, а ты тут с этим пылесосом. Почему я все это должен делать?
- А кто еще? - сказал Виталий. - Нас тут двое, прислуги нет.
- Ну так и делай, если тебе надо! - окончательно рассердился Эдуард.
Виталий сложил руки на груди.
- Извините, дорогой Эдуард Петрович, но так дело не пойдет, - сказал он. - Если вы здесь живете, то и часть уборки тоже на вас. Это мой дом, и я не позволю вам устраивать здесь такой же бардак, как у вас в квартире.
Эдуард вскочил с дивана.
- Ах ты сопляк! - рявкнул он. - Я тебе что, Золушка?! Сам бегай со своим пылесосом! Вон, у меня Валька по дому шуршит, я даже не знаю, с какой стороны за этот пылесос браться! А ты - просто подкаблучник, вот что я тебе скажу.
Виталий вздохнул:
- А теперь, дорогой Эдуард Петрович, представьте на минуточку, что я веду себя с вашей дочерью так же, как вы себя ведете со своей женой: я валяюсь на диване и смотрю футбол, а она после работы еще и домом занимается. Вот что бы вы обо мне подумали? Что я сел на шею вашей Инге.
- Так, мне это надоело! - воскликнул Эдуард. - Я немедленно звоню Вале и...
- Что - и? - перебил его Виталий. - Потребуете, чтобы она вернулась из санатория подтирать за вами?
Эдуард замолк. Хоть он и не занимался домашней работой практически никогда, все же cвoлoчью и потребителем по отношению к жене не был. Он наоборот старался облегчить ее труд, покупая ей современную бытовую технику. Да только, видимо, не в технике дело... Точнее, не только в ней.
- Уел ты меня, Виталька... - вздохнул пожилой мужчина. - Я ведь уже давно привык, что я на работе, а Валечка дома красоту наводит. Да и в моей семье тоже так было. Мать вообще не работала, только детьми и домом занималась. Я и не знаю, как может быть по-другому. Да и не умею я ничего такого...
- Ничего, я вас научу, - сказал Виталий. - Чего там уметь-то? Кнопки тыкай, а техника все сама за тебя сделает.
За этот месяц Эдуард понял, что техника сама в магазин не сходит и плевки зубной пасты с зеркала не уберет. Да и вообще противно вытирать эти плевки за кем-то, даже за самым родным и любимым человеком. Так постепенно он и приучился не оставлять после себя свинарник. Виталий объяснил ему два простых принципа:
1) Грязно - убери;
2) Оставляй после себя помещение в том виде, в котором ты хочешь увидеть его, когда вернешься.
Когда Инга вкратце рассказала эту историю маме, та рассмеялась:
- Как же мне с зятем повезло! Ванная с туалетом и кухня - это, конечно, прекрасно, но вот это - самый лучший подарок!
- Ты главное теперь не спугни, - улыбнулась Инга. - А то кинешься опять сама все делать.
- Да, это будет нелегко, - согласилась Валя. - Но я справлюсь. И кстати, жду на пироги в субботу!