Да. Отец — Бог, Сын Божий — Бог, и Святой Дух — Бог. При этом, Бог один, а не три. И все они имеют общение между собой. Такую веру ясно выразили и оставили первым христианам апостолы.
Вера эта для одних является простой и доступной, для других же, кто привык прежде всего всё разложить по рациональным полочкам, на протяжении нескольких тысячелетий является пыткой для ума.
Помните историю о Рождестве Христовом? Про пастухов и волхвов со звездой. Вера первых людей уподобляется короткому пути простых пастухов, поверивших ангельской вести, а вера вторых — долгому пути мудрых волхвов через длинные лабиринты умозаключений и тщательного исследования предметов.
Пастухи в ту же ночь увидели Христа. Услышав ангелов они сказали: пойдём и посмотрим (Лк. 2:15), так поступил пророк: пойду и посмотрю (Исх. 3:3), так поступил апостол: пойди и посмотри (Ин. 1:46).
Мудрые волхвы через изучение мира ко Христу пришли позже, да и не прямо к Нему, а к царю Ироду, призвавшему книжников, которые примерно обозначили путь ко Христу. Путь их был долгим и не прямым, но всё же привёл их к Спасителю.
Оба типа этих людей находятся в Церкви. И вот история об их жизни.
История о понимании веры
По мере распространения христианства люди стали эту простую апостольскую веру в Бога пытаться подробно разбирать и разъяснять, как бы отвечая на вопрос "как это так? как это возможно?", пытаясь умом проникнуть в тайны бытия Бога и дать всему непонятному научные или, лучше сказать, философские объяснения.
Так появилась масса искажений веры, одно из которых достигло широчайшего распространения. Это была ересь священника Ария (арианство), учившего, что Сын Божий — вовсе не Бог и даже не подобен Богу, а на самом деле всего лишь особенное творение Бога. Этой ереси, кстати, сегодня придерживаются иеговисты, хотя и не только они.
Давать определения понятий о природе Бога, объяснять как может быть 1+1+1=1, — дело весьма непростое. И Церковь не делала этого до тех пор, пока не начали возникать охватывающие огромные массы людей ереси.
Как же так? Ведь Христос — Бог, апостолы так учили (цитаты), но, вдруг, по причине неспособности объяснить триединство Бога, предлагается другая, более логичная вера, определения которой вынуждают защищающегося давать ответ на вопрос: "Если же ты веришь иначе, то как? Как же Сын может быть Богом, не нарушив единичность Божества? Как же Он может быть не творением, если один Творец — Бог?".
И тут на историческую сцену выходит философия. Так уж Господь Бог устроил, что пока евреи хранили веру в Бога, греки развивались в том, что позднее послужило Церкви для выработки словесной формулы непостижимой веры: Один Бог: Отец, Сын и Святой Дух.
Церковь составила определения, заключив их в Символ Веры. Эти определения были даны не больше, чем того требовал ответ на ересь Ария. Они указывали, что Сын Божий — Бог, во всём равный Отцу. Так, в 325 году на I Вселенском Соборе в Никее появился Символ Веры:
"Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа. А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая [и апостольская] церковь. Аминь" (Никейский Символ веры 325 г.)
Церковь победила арианство в своей среде. Но арианством дело не ограничилось. Возникли новые ереси. Ведь, обратите внимание, Никейский Символ Веры о Святом Духе почти ничего не говорит: "Веруем... и в Святого Духа". Ересь Ария была направленна на Сына, поэтому и определения касались только Его.
Позже появились ереси и о Святом Духе. Одни делали Его Богом помладше, другие вообще лишали личностных свойств, низводя Его до некой божественной силы, были многие другие искажения. Церковь ответила и на них, дополнив Никейский Символ Веры на II Вселенском Соборе в г. Константинополь (381 г.), утвердив Никео-Цареградский Символ Веры:
- Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
- И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
- для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
- распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
- воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
- восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
- и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
- И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
- И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
- Исповедую единое крещение во оставление грехов.
- Ожидаю воскресения мёртвых
- и жизнь будущую. Аминь.
Это стало окончательной редакцией Символа Веры, выражающего словами учение о триедином Боге: Отце, Сыне и Святом Духе.
О Святом Духе здесь говорится просто: "поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном". Здесь уже не требовалось решения математических парадоксов о том, как 1 может состоять из 3. Ранее, проблема была именно в том, чтобы перейти от единичности к двоичности, не потеряв при этом единичность. Ну а для перехода от двоичности к троичности уже проблемы нет.
Таким образом, в вопросе Триединства Бога, камнем преткновения является Христос, Сын Божий. Когда вопрос божественности Христа был решён, то спорам о божественности Святого Духа уже не оставалось места.
Учение Церкви о Святом Духе
По учению Православной Церкви, Лица триединого Бога различаются личностными отношениями друг ко другу:
- Отец отличается нерождённостью,
- Сын — рождением от Отца,
- Святой Дух — исхождением от Отца.
Во всём остальном они не имеют различий. Дух Святой, хотя и исходит от Отца, но может именоваться Духом Сына по той причине что Бог триедин, и у них нету "твоё-моё":
- "Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:15)
- "И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них" (Ин. 17:10)
- "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30)
Поэтому, в одном месте Святой Дух назван Духом Иисуса (Деян. 16:7). В другом месте Сам Христос называет Его Духом Отца:
- "ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10:20).
Святой Дух — личность
О том, что Дух Святой — личность (а не сила), можно узнать из того, что Он действует как личность:
Святой Дух говорит о Себе Самом, употребляя личное местоимение:
- "Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13:2)
Из сердца человека обращается к Отцу:
- "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"" (Гал. 4:6)
Святой Дух соизволяет:
- "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:" (Деян. 15:28)
Живёт:
- "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор. 3:16)
Святого Духа искушают:
- "Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут" (Деян. 5:9)
Оскорбляют:
- "то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?" (Евр. 10:29)
Хулят:
- "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Мф. 12:31)
Его пытаются обмануть:
- "Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?" (Деян. 5:3)
Ему противятся:
- "Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы" (Деян. 7:51)
Святой Дух — Бог
О том, что Святой Дух — Бог, прямо говорится в Писании:
- "Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5:3-4)
В Евангелии не много говорится о Святом Духе, т.к. люди и Сына часто не принимали, когда Он говорил о Своём Божественном достоинстве (Ин. 10:31).
О Святом Духе мы более узнаём из последующих за Воскресением Иисуса Христа событий. Сам Христос говорит, что пошлёт Святого Духа ученикам. Пошлёт другого Утешителя (а не другое утешение):
"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14:16-17).
Вместо заключения
Стоит сказать, что и до этого дня в мире камнем преткновения является именно Христос (Рим. 9:33):
- Если человек принимает Его божественность, то принимает и божественность Святого Духа.
- И наоборот: если не принимает божественность Христа, то не принимает и Святого Духа.
Напоследок, пища для размышлений:
"Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1Ин. 4:8)