Найти тему
Сериальная душонка

- Рассказчик. Дэйв Грол-

Рецензия на книгу by бротюня.

Когда я впервые увидел анонс этой книги, моя первая мысль была: «Вау! Круто! Только вот наверняка это будет мелкий тираж для закоренелых фанатов, не поедет дальше внутреннего рынка Америки\Канады и на другие языки переводиться не будет». Каково же было моё удивление, когда в канун Нового года я традиционно шатался по Читай-Городу и увидел её, во плоти и с переводом. И не просто на стеллаже, а на выставочной тумбе, куда обычно выкладывают бестселлеры. Спустя буквально несколько дней моё удивление было ещё больше, когда я получил эту книгу в подарок аж в двух экземплярах! Один от родителей, другой – от учеников. А я и не против. Я теперь как труЪ-коллекционер: одну копию читаю, другая красиво стоит на полочке, свежая и нераспакованная.

Замес таков: Дэйв Грол – живая легенда, барабанщик (таки да) Nirvana, основатель и фронтмен Foo Fighters, мультиинструменталист, Киану Ривз от мира музыки, блатной кореш кучи звёзд мирового масштаба, заслуженный фрешпотс Всея Руси, актёр, певец, на дуде игрец, сценарист, роцк-батя трёх дочерей, пример для подражания на несколько поколений вперёд и просто душевный мужик. Не так давно ему исполнился полтинник, и на этой волне повидавший виды рокстар решил в 2020 году написать книгу своих воспоминаний – «один хер в ковидном карантине от безделья маяться», как он сам объяснял. Вроде бы и обыкновенное дело, да не совсем. Обычно знаменитые люди не пишут мемуары или автобиографии, потому что не царское это дело. Как правило, для этого берётся специально обученный журналист, ему наговаривается здоровенное эксклюзивное интервью на несколько часов, и затем этот журналист литературным негром упаковывает вышесказанное в формат книги. Но Дэйв не был бы Дэйвом, если бы не сел за клавиатуру со словами «Fuck it, I’ll do it myself», так что его версия представляет собой нефильтрованную выжимку без каких-либо купюр со стороны.

- Заметно, что Дэйв – не писатель, а «The Storyteller» - его первая попытка в графоманство. В повествовании полно ностальгии, витиеватых сравнений (как будто Дэйв боялся, что будет слишком сухо, и решил напихать побольше всяких эпитетов, в результате знатно пересыпав) и порой даже слащавости, как у сентиментального старпёра, который с упоением рассказывает молодым о своем «вот в наше-то время». Книга буквально начинается с предложения «Иногда я забываю, что постарел», а если опрокидывать шот каждый раз, когда встречается фраза в духе «самый [прилагательное] [событие_name] в моей жизни», к концу книги можно насинячиться в сопли. Но такой стиль ему простителен, и содержание от него не теряет. Даже наоборот, начинает восприниматься как кинематографичный альманах вроде «Миллионера из Трущоб», где основной сюжет постоянно чередуется с тематическими флэшбеками. Могу очень легко представить, как Дэнни Бойл снимает по «Рассказчику» весьма бойкий фильмец.

- Кстати насчёт флэшбеков. В книге собраны на первый взгляд рандомные события из жизни Грола, но на самом деле они структурированы так, чтобы к концу каждой главы суммарно вырулить на какой-нибудь вывод или мораль. В этом плане «Рассказчик» похож на «Что мой сын должен знать об устройстве этого мира» Бакмана. А ещё он щедро приправлен всякими фотокарточками и сканами писем-открыток. Лампово.

- Общий посыл и идея радуют. Если в среднестатистической истории успеха всё сводится к «не сдавайсо и у тебя всё получитсо», «вижу цель – иду к цели», «хочешь быть успешным - мысли как успешный» и тэ дэ, то у Грола всё несколько интереснее: «Хочешь чего-то добиться – будь готов неизбежно хлебнуть говна. Не бывает успеха без трудных решений, нервов и порой даже откровенного падения на дно. Не всякий риск окупается, не все усилия дают желаемый результат. Иногда всё решает случай и банальное везение, на которые ни в коем случае нельзя полагаться. Смирись с этим, найди в своей жизни то, ради чего готов ебашить - и ебашь, потому что именно процесс ебашения формирует твою личность. Даже если что-то не получится, ты вынесешь опыт. А если повезёт, ещё и новые знакомства заведёшь.»

- Переведено вполне прилично, с пояснениями для не секущих в музыке и без откровенной цензуры (ОМАГАД, МАТЮКИ, УПОМИНАНИЕ SMOKE WEED EVERYDAY, 18+). Стилистически к паре мест у меня, конечно, есть вопросы, но это больше снобские придирки, чем реальные минусы. Очепяток за всю книгу заметил буквально две штуки.

- А вот качество физносителя, прям скажем, так себе. Обложка - ничего, красивенькая-приятненькая, а вот бумагу при стоимости в ~1300 рубасов могли бы подобрать и получше. Я уж, конечно, не прошу белоснежных ламинированных страничек с цветными иллюстрациями, как было у подарочного издания «Хоббита» за 3,5к, но у «Рассказчика» они прям серые, тонкие и, подозреваю, достаточно рыхлые, чтобы деформироваться и размякнуть просто от пяти минут нахождения в более-менее потных ладошках. Ей-богу, у иных «покетов» за 300 деревянных ситуация с бумагой получше.

Итог: 9 из 10. Я, конечно, фанбой, так что оценка может быть несколько завышена. Но тем не менее, я бы без особых раздумий порекомендовал эту книгу даже тем, кто не особо интересуется роком, потому что «Рассказчик» - это байопик на бумаге, а не рок-методичка. И даже если отбросить музыкальное задротство, кучи имён, названий групп и альбомов, это всё ещё будет захватывающая история о том, как горящий идеей пацан сначала «нюхает жизнь», спотыкаясь и ломая жопу, а затем постепенно созревает как личность и превращается в по-настоящему взрослого самодостаточного дядьку, любящего жизнь и выдающего базу при любом удобном случае.

#nirvana #FooFighters #книги #литература #музыка #мемуары