3,9K подписчиков

Повесть о профессиональном самоопределении: "Есть кто живой?" Юлии Сабитовой

233 прочитали

Я нередко сетую о том, что для подростков есть не так много книг о профессиональном выборе. Книжек о первой любви, дружбе, проблемах в семье, нравственном выборе - полным-полно, а вот сюжетов, герой которых решал бы, кем он хочет стать, когда вырастет, прискорбно мало. Особенно современных, отражающих последние изменения в технологиях и профессиях.

Что я могу вспомнить на эту тему?

  • Юлия Кузнецова. Первая работа (цикл): девочка, которая решает стать переводчиком, работает репетитором
  • Юлия Кузнецова. Фонарик Лилька: главная героиня работает бариста, потом решает пойти учиться на детского психолога
  • Юлия Кузнецова. Рецепт любви (цикл): героиня учится на повара
  • Мария Закрученко. Арабелла: второстепенные герои делают профессиональный выбор, мама отказывается от квалифицированной работы бухгалтера в пользу неквалифицированной работы повара, девочка собирается поступать на юридический, но делает выбор в пользу отделения романо-германской филологии

Можно назвать еще несколько примеров, но в целом ситуация такая, что героев нашей (да и той, что у нас переводится и издается) подростковой литературы куда чаще волнует вопрос, чем же заниматься летом у малознакомой бабушки в деревне, чем куда поступить и на кого учиться.

Сегодня я расскажу еще об одной книге, герои которой делают профессиональный выбор, повести Юлии Сабитовой "Есть кто живой?".

Обложка книги
Обложка книги

Главный герой повести, Максим Ильин учится в десятом "медицинском" классе. Его папа - заведующий хирургическим отделением, а мама - терапевт в поликлинике, он сам - единственный ребенок в семье, поэтому решено, что Макс должен продолжить династию.

Быть единственным ребенком в идеальной, любящей семье круто и одновременно ужасно тяжело. Это такая ответственность, которая может расплющить тебя в лепешку, если ты вдруг слабак.
В детстве я получал все, о чем мечтал. Со мной постоянно занимались, никогда не оставляли одного, советовались при принятии важных решений - я был наравне со взрослыми. При этом у них копились какие-то ожидания на мой счет, и я всегда их оправдывал. До сих пор... Однажды я очень долго просил собаку. Они не могли мне ее купить из-за маминого стремления к чистоте, а я все просил, просил... Идиот, лучше бы брата просил! Природа дважды не ошибается. Был бы сейчас рядом подрастающий хирург.

Как оказалось, никто ни разу этого с ним не обсуждал, родители и не предполагали других вариантов, кроме меда, вот и определили сына в "медицинский" класс. Там углубленная химия, а раз в неделю класс отправляется работать в какой-нибудь стационар. Но есть одна проблема: чем дальше, тем лучше Максим понимает, что ни в какой мед он не хочет. Или хочет, но не потянет. Или хочет, но лишь потому, что испытывает комплекс неполноценности на фоне своего слишком хорошего отца.

Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой
Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой

Вместо того, чтобы поговорить с родителями на эту тему, Макс занят чем угодно: болтается по улице с толпой подростков, потом решает больше с ними не дружить, ходит на театральный кружок, отправляется к репетитору по химии. Там он находит себе друга - математика Роберта, а заодно увлекается химией. Параллельно он наблюдает за своими одноклассниками и размышляет о том, что и почему каждый из них выбирает, чем обосновывает свой выбор.

Роберт взял альбомный лист и нарисовал на нем огромный знак логарифма.
- На что похоже? - спросил он меня.
- На три буквы, - пробурчал я.
- Да включи же ты воображение, неужели не видно, что это удав? - искренне удивился он.
- Удав?! - Все время мы старались говорить шепотом, но тут я не сдержался.
Роберт проверил сон сестренки и, входя обратно, прикрыл за собой дверь.
- Ну, удав. Чего разорался-то?
- Нет, ты точно ботаник! Вычисления за меня удав делать будет?
- Вычисления ты будешь делать исходя из того, что логарифмом положительного числа b по основанию а называется показатель степени с, в которую надо возвести число а, чтобы получить число b, - без запинки произнес он математическое правило. - Только мне это не помогало до тех пор, пока удава не увидел. Помню, уткнулся в пример, ничего не соображаю, а потом поглядел внимательнее: удав с ветки свисает, скрученный в несколько колец, а рядом с ним два числа - два и восемь. Я и думаю: «Сколько двоек, интересно, слопал удав, чтоб такую восьмерку наесть?» Так и ответ в голову пришел. С тех пор проблем не было.
Я еще раз посмотрел на его нарисованный значок и разглядел в нем очертания этой змеи. Потом перевел взгляд на Роберта. Тот торжествовал.
- Увидел? - победоносно спросил он меня.
Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой
Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой

В книге много любопытных мыслей и хороших эпизодов, но, пожалуй, не все автору удалось. В самом конце папа объявляет сыну, мол, не хочешь в медицинский, так не иди, мы настаивать не будем. Вот только мне как читателю так и осталось непонятным, каким таким чутьем папа понял, что Максим вовсе не хочет быть хирургом? Они же об этом даже не говорили. Наоборот: оценки по химии парень исправил, в школу ходил, нашел нового хорошего друга вместо малолетних уголовников. С точки зрения родителей, которые общаются с сыном за ужином на уровне "уроки сделал?", все идёт по плану. А тут вдруг папа не смог сам сделать операцию сыну, и все сразу понял! В общем, мне было не убедительно.

Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой
Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой

Некоторые второстепенные линии также кажутся как бы оборванными, нужными автору лишь для того, чтобы проговорить важные ему тезисы, а затем герои благополучно отправляются в голубую даль.

В общем, есть за что книжку покритиковать. В то же время есть и за что похвалить. Да, образы и мотивация взрослых персонажей показались мне схематичными, но вот внутренняя эволюция главного героя показана вполне убедительно. Мы видим его сомнения, сопереживаем ему, понимаем логику его решений.

Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой. Кота в книге кстати зовут Панглосс, как персонажа романа Вольтера "Кандид"
Разворот из книги Юлии Сабитовой "Есть кто живой?". Иллюстрации Елены Ремизовой. Кота в книге кстати зовут Панглосс, как персонажа романа Вольтера "Кандид"

В заключение стоит добавить, что книга Юлии Сабитовой "Есть кто живой?" вышла в серии "Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова", которую выпускает издательство "Детская литература". Несколько лет назад в той же самой серии вышла повесть Нины Орловой-Маркграф "Хочешь жить, Викентий?" на близкую тему: главный герой учится в медицинском училище, и мы читаем о его учебе, практиках, сомнениях и окончательном выборе в пользу профессии.

Обложка книги
Обложка книги

***

Расскажите мне, пожалуйста, о своих любимых книгах, герои которых выбирают профессию? Очень хочу дополнить свой скудный список!