Проверьте себя:
- Всегда ли Вы слушаете собеседника, не отвлекаясь?
-Знаете ли Вы, чем отличается шум листьев берёзы от шума листьев осины?
- Любите ли Вы слушать классическую музыку?
- Можете ли Вы по звукам шагов узнать, кто идёт?
- Можете ли Вы выслушать, не отвлекаясь, лекцию на незнакомую тему?
- Слышали ли Вы, как в мороз трещат деревья?
В пьесе В. Шекспира король Лир говорит слепому Глостеру: «Чтоб видеть ход вещей на свете, не надо глаз. Смотри ушами…»
- В чём смысл этой фразы?
Зрение – способ познания мира так же, как и слух. Зрение и слух – самые важные системы восприятия мира.
Зачем нам умение слушать?
1)восприятие информации (по данным специалистов,
9 % информации мы получаем с помощью органов слуха).
2) роль слушания в общении:
тот, кто умеет слушать, всегда приятен для собеседника.
Честерфилд писал сыну:
«Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку,
который что- то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее».
3) психотерапевтическая роль слушания: не случайно люди шли в церковь
на исповедь, чтобы облегчить душу, – им нужен хороший слушатель.
Последуем совету Н. Рыленкова:
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно…
А какая разница между «слышать» и «слушать»?
Вот как разъясняет В. И. Даль:
«слышать – познавать, усвоить себе слухом, чувством слуха
слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать,
вникать, наострить уши, преклонять слух».
т.е. для слушания необходимы 2 компонента:
а) целевая установка
б) волевое усилие
Можно ли научиться слушать?
Для этого, как и для любого другого умения, необходима тренировка.
Например, игра «Что я слышу?» (Кто сумеет расслышать больше звуков за 30 секунд?)
УПРАЖНЕНИЕ /работа в парах/
Приём 1- Первый произносит фразу, другой должен повторить, стараясь скопировать собеседника..(голос, интонация, поза и т.п.). На ошибки указать. Поменяться ролями и выполнить то же самое упражнение.
В психологии этот приём называется «отзеркаливание» и является одним из условий, необходимых для ведения доверительной беседы, чтобы настроиться на эмоциональную волну собеседника.
Приём 2 –«эмоциональное поглаживание» с целью помочь раскрыться собеседнику.
а) этикет поддержания беседы. «Аукцион»/30 сек. – Кто больше назовёт слов и выражений, с помощью которых поддерживается беседа
б) искренний комплимент
Приём 3 – вопросы на проверку восприятия.
Не всегда одинаково понимают смысл слов тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Чтобы не допустить ошибки, слушая собеседника, не стесняйтесь задавать вопросы.
Игра «Метод Сократа»: с помощью вопросов прояснить содержание высказывания, трижды добившись утвердительного ответа
(Вы имеете в виду, что…
Вы хотите сказать, что…
Я правильно понял, что… и т.п.)
Нам остаётся только подвести итоги.
Народная мудрость гласит:
«Прожуй, прежде чем проглотить, послушай, прежде чем говорить» и «Язык – один, уха – два: раз скажи, два раза послушай».
И напутствием вам пусть будут слова Плутарха: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
#общение #упражнения_для_общения