Найти в Дзене
Учитель на пенсии

Учимся грамотно общаться

Проверьте себя:

- Всегда ли Вы слушаете собеседника, не отвлекаясь?

-Знаете ли Вы, чем отличается шум листьев берёзы от шума листьев осины?

- Любите ли Вы слушать классическую музыку?

- Можете ли Вы по звукам шагов узнать, кто идёт?

- Можете ли Вы выслушать, не отвлекаясь, лекцию на незнакомую тему?

- Слышали ли Вы, как в мороз трещат деревья?

В пьесе В. Шекспира король Лир говорит слепому Глостеру: «Чтоб видеть ход вещей на свете, не надо глаз. Смотри ушами…»

- В чём смысл этой фразы?

Зрение – способ познания мира так же, как и слух. Зрение и слух – самые важные системы восприятия мира.

Зачем нам умение слушать?

1)восприятие информации (по данным специалистов,

9 % информации мы получаем с помощью органов слуха).

2) роль слушания в общении:

тот, кто умеет слушать, всегда приятен для собеседника.

Честерфилд писал сыну:

«Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку,

который что- то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее».

3) психотерапевтическая роль слушания: не случайно люди шли в церковь

на исповедь, чтобы облегчить душу, – им нужен хороший слушатель.

Последуем совету Н. Рыленкова:

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно…

А какая разница между «слышать» и «слушать»?

Вот как разъясняет В. И. Даль:

«слышать – познавать, усвоить себе слухом, чувством слуха

слушать – прислушиваться, вслушиваться, стараться услышать,

вникать, наострить уши, преклонять слух».

т.е. для слушания необходимы 2 компонента:

а) целевая установка

б) волевое усилие

Можно ли научиться слушать?

Для этого, как и для любого другого умения, необходима тренировка.

Например, игра «Что я слышу?» (Кто сумеет расслышать больше звуков за 30 секунд?)

УПРАЖНЕНИЕ /работа в парах/

Приём 1- Первый произносит фразу, другой должен повторить, стараясь скопировать собеседника..(голос, интонация, поза и т.п.). На ошибки указать. Поменяться ролями и выполнить то же самое упражнение.

В психологии этот приём называется «отзеркаливание» и является одним из условий, необходимых для ведения доверительной беседы, чтобы настроиться на эмоциональную волну собеседника.

Приём 2 –«эмоциональное поглаживание» с целью помочь раскрыться собеседнику.

а) этикет поддержания беседы. «Аукцион»/30 сек. – Кто больше назовёт слов и выражений, с помощью которых поддерживается беседа

б) искренний комплимент

Приём 3 – вопросы на проверку восприятия.

Не всегда одинаково понимают смысл слов тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Чтобы не допустить ошибки, слушая собеседника, не стесняйтесь задавать вопросы.

Игра «Метод Сократа»: с помощью вопросов прояснить содержание высказывания, трижды добившись утвердительного ответа

(Вы имеете в виду, что…

Вы хотите сказать, что…

Я правильно понял, что… и т.п.)

Нам остаётся только подвести итоги.

Народная мудрость гласит:

«Прожуй, прежде чем проглотить, послушай, прежде чем говорить» и «Язык – один, уха – два: раз скажи, два раза послушай».

И напутствием вам пусть будут слова Плутарха: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

#общение #упражнения_для_общения