Найти тему
Новый очаг

Как на протяжении истории женщин ограничивали в еде и что это значит

Оглавление

Знаете анекдот «добровольно и с песней»? Многие вещи, которые кажутся добровольными, на самом деле, если вглядеться — похожи на систему принуждения. Например, вечно сложные отношения женщин и еды.

    Как на протяжении истории женщин ограничивали в еде и что это значит
Как на протяжении истории женщин ограничивали в еде и что это значит

«Настоящая женщина всегда на диете», «Мужчине надо мясо, а нам, женщинам, лучше сладости и кашки», «Курочка — женская еда, мужчине нужна свинина», «Мужчина не козёл, траву не ест, а вот женщине овощи очень полезны, так что дома я ем салатик, а мужу леплю котлетки» — знакомые высказывания? Ими наполнены женские форумы, разговоры женщин, телепередачи.

Содержание статьи

  1. Как женщин приучали есть как можно меньше
  2. Еда равно иерархия
  3. Неужели женщина обязана быть толстой или бросить вегетарианство?

Как женщин приучали есть как можно меньше

«Девушка вне дома, хотя бы дома знакомых, не ест», - учили гувернантки и специальные книжки для девиц всего полтора века назад. В ресторан женщины не ходят — разве что кокотки в поисках мужчин или с клиентами (в России даже был соответствующий закон, запрещающий дамам такое неприличие). Прилюдно есть нельзя ничего, если для этого требуется открыть рот как следует — так что, выходя в театр, девица может подкрепиться только конфетками, а в гостях — мороженым или сладким кремом, снимая его потихоньку губами с крохотной ложечки. В идеале женщина должна вести себя так, словно не нуждается в еде вообще — она должна быть выше этого.

Нельзя, чтобы тебя увидели жующей, объясняют мамы и бабушки девочкам в Японии. Это ужасный стыд — когда кто-то видит не дома, как ты жуёшь. И девочки сидят на свиданиях в кафе, наблюдая, как их спутник ест что-то вкусное, пока она потягивает через соломинку коктейль — спасибо, милкшейк, что ты такой сытный!

Миллионы женщин Индии практикуют вегетарианство в то время, как их мужья свободно едят мясо. В разных странах Европы в девятнадцатом веке этнографы записывали наблюдения: женщина ест после всех, отдельно ото всех стоя, или вынимая мясо из супа для свёкра, мужа и старшего сына, а сама довольствуясь мясным вкусом бульона. Даже когда во время экономического кризиса тридцатых в Германии мужчины не работали, женщины продолжали кормить их полными обедами, а сами ели куски хлеба, и детям давали его же.

Эти и многие другие примеры отличает одна общая вещь: женщину ограничивают в еде, реально или символически. Что можно есть. сколько можно есть, можно ли вообще признаваться и показывать, что ты ешь. Притом официально законов, запрещающих ей есть, никто не принимает — но установки внушаются с детства, а в случае их нарушения женщина может столкнуться как с негромким осуждением, так и с настоящей агрессией (да, и в двадцать первом веке тоже — иной раз невозможно читать комментарии под фотографией обильного ужина, который устроила себе какая-то более-менее известная женщина, столько в них злобы и нападок).

Еда равно иерархия

Еду чуть ли не всю человеческую историю использовали для того, чтобы обозначить иерархию в обществе. То один, то другой тип еды назначался «элитным», дозволенным одним или недозволенным другим — или, в более мягкой форме, пригодным для одних и вредным для других. Чаще всего в качестве «элитной» еды выступало мясо.

Так, например, в Европе долгое время считалось, что представитель знати нуждается в том, чтобы есть много мяса, а вот крестьянину оно будет очень вредно, и именно ПОЭТОМУ крестьяне едят в основном грубую растительную пищу. Если же мясо было доступно всем слоям общества в более-менее хорошем количестве, оно всё равно разделялось на «элитное» или «только для низших». Чем традиционнее общество, тем больше «не для всех» в нём мясо — то есть, кому-то обязательно должно достаться больше, даже если он вовсе не таскает латы или мешки с углем.

Может быть назначена элитной определённая часть животной туши, может — вид мяса. Может быть, наоборот, что-то из мяса отвергаться с негодованием как «неэлитное» — например, человек, чувствующий себя более привилегированным, будет настаивать на том, что курятина — для другой группы людей, а для таких, как он — свинина и говядина. Но, конечно, когда мясо в целом очень доступно, разделение по еде может проходить в других местах.

-2

Но маркируются более и менее привилегированные группы не только доступом к видам пищи, но и калориями. Менее привилегированные обычно должны ограничивать себя в количестве еды. Так, до недавнего времени считалось, что детям вредно быть сытыми (и особенно — есть мясо!). Они от этого становятся очень подвижными и непослушными, а это очень плохо для ребёнка. Чем больше ребёнок сидит и меньше задаёт вопросов — тем он лучше. Также до недавнего времени ребёнок был членом семьи, у которого меньше всего даже не привилегий, а прав.

Женщина, может быть, от мяса и чувства сытости тоже становится слишком подвижной и непослушной? А может, она больше не тратит силы на борьбу со своим аппетитом и может начать тратить их на карьеру, разрыв токсичных отношений, просто на саму себя?

Да, можно много говорить о «природной» жалостливости женщин Индии, из-за которой они выбирают вегетарианство при муже-мясоеде, или о том, что в конечном итоге речь идёт о выборе в пользу красоту — нежующего лица или тонкой талии. Но так уж вышло, что всю историю человечества рассуждения о высших целях прикрывали вопросы экономической выгоды или поддержки существующей иерархии, а стандарты красоты всегда обслуживали запросы общества — и вовсе не в «картинке» как таковой.

Неужели женщина обязана быть толстой или бросить вегетарианство?

Женщина не обязана ничего сверх того, что обязан всякий приличный человек — например, не убивать окружающих. Выбор вегетарианки в любом случае — её право. Но когда есть сомнения, что за иным выбором не последуют побои (как в бедных, глубоко патриархальных семьях Индии, вздумай женщина претендовать на половину мяса для мужа) — а выборе уже речи не идёт вообще.

-3

Что касается эстетических идеалов, будем честны, они вживаются в нас с детства, и полностью пытаться отойти от них — огромный стресс. Не каждая готова его переживать. Но, отказываясь от кусочка тортика или выслушивая, что салат и курогрудь — «женский корм» и мужику не годятся, вспомните, что еда до сих пор — вопрос иерархии… И оцените, какое место в этой иерархии отводится женщине