Это здание будто бы застряло в 2000-х годах: узкие коридоры, лаконичные вывески на стенах, заросли горшечных растений в углах, густой парфюмерный запах из салона красоты. Тут баннер салона предлагает «голливудский загар», а тут ютятся авиа и ж/д кассы, ателье и ремонт обуви, торговые точки с женской одеждой. В коридорах спрятаны даже танцевальные классы и маленький конфетный цех. Шумит принтер в копировальной, лязгают ключи на станке в мастерской. Это Дом быта на углу Лермонтовского проспекта и улицы Декабристов. Здание 1969 года могут снести ради строительства вестибюля станции метро «Театральная».
- Реализация вестибюля обеспечит минимальный объем переустройства инженерных коммуникаций, а отсутствие жилых зданий в зоне влияния работ по строительству наклонного хода дает приоритет перед другими вариантами и технологически упростит возведение сооружения, - отчитались 13 января в КРТИ. - Также данное расположение будет удобно с точки зрения наземного транспорта и объектов учреждений культуры.
Дом быта попал под прицел чиновников неожиданно для многих горожан, ведь еще летом комитет предлагал им проголосовать в соцсетях за локацию для вестибюля «Театральной», и Дома быта среди вариантов не было. Выбрать давали из Театральной площади, участка на улице Декабристов, 38 и участка на той же улице между домами 37 и 39. По итогу 59% людей предпочли Театральную площадь, однако общее решение никто не учел.
«ЭТО МОЙ ВТОРОЙ ДОМ»
Среди арендаторов царит упадническое настроение. Гендиректор химчистки на первом этаже, Наталья, не смогла сдержать эмоций - заплакала, как только выдала клиентке чистые вещи и отошла поговорить с «Комсомолкой».
- Я работаю здесь 30 лет, пришла 18-летней приемщицей. Сама химчистка стоит здесь с 1969 года. Если Дом быта снесут, то население останется без обслуживания. А мы не сможем никуда переехать, просто закроемся - мы не найдем помещения с такой инфраструктурой. И наши 20-летние стиральные машины не переживут переезд. Они работают, пока их не трогают, - подавленно рассказала Наталья.
Хозяйка химчистки переживает не только за свой многолетний бизнес, но и за соседей. Арендаторы друг другу - как большая семья или давние приятели, общаются и готовы помогать, как умеют.
- Мне здесь все уже родные, - подтверждает владелица маленького ателье Вера. - Я, конечно, могу просто взять свои машинки и переехать, но стану одиночкой. Это мой второй дом, по сути, и я его потеряю.
Ателье и правда похоже на маленькую квартирку: тут тебе и картины от друзей, и кресла с гобеленовыми накидками, и стеллаж с раритетными вещичками и первой швейной машинкой. Шить Вера научилась в пять лет, а свой домбытовский бизнес держит уже 14 лет.
- Многие клиентки стали моими приятельницами, приезжают из других районов. Приходят и из Мариинки - концертмейстеры и артистки. Чаще всего просят сделать разными одинаково пошитые сценические платья: одной бант пришить, второй ленту отпороть.
Метро району нужно, соглашается Вера. Но не понимает, почему под стройку не отдали другие пустующие здания.
«СОСЕДИ МЫ НЕ КАЖДОМУ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ»
В коридоре третьего этажа слышно звук валторны. Здесь в маленьких кабинетах обитает музыкальная академия заслуженного артиста России Дмитрия Воронцова. Директора мы застали на занятии - он репетировал с молодым валторнистом концерт Моцарта.
По словам музыканта, академию основали для тех, кто уже не может учиться в среднем или высшем учебном заведении, но хочет оттачивать свое мастерство. Словом, взрослые музыканты приходят сюда за индивидуальными уроками. А местные студенты - за свободным помещением для занятий, ведь в консерватории и училище неподалеку мест всем желающим часто не хватает.
- Мы проводили и международные семинары со знаменитыми музыкантами, и концерты, - поделился Дмитрий Воронцов. - Мы в самом центре музыкальной жизни: рядом и консерватория, и Мариинка, и хоровое училище, и школа-десятилетка. Может быть, в архитектурном плане Дом быта не представляет ценности, но это кусочек истории, зачем от него отказываться? Вторая Мариинка ведь тоже не визуальный шедевр.
Снос здания закроет академию, уверен Воронцов - куда артистам переезжать с их инструментами. В других бизнес-центрах шумным музыкальным соседям вряд ли будут рады. Без работы останутся 15 преподавателей, мастерская по ремонту инструментов, психолог и массажист.
Закрытие грозит и еще одному старожилу Дома - салону красоты «Люсьен», открывшемуся здесь 50 лет назад. Сюда годами ходят стричься и местные жители, и артисты Мариинки. По словам директора Ольги, они так привыкли к мастерам, что распеваются перед выступлениями прямо в салонных креслах.
Потеряют бизнес и хозяева магазина женской одежды, Айбениз Магомедовна и Элвин. Точку, работающую 20 лет, знают по сарафанному радио даже приезжие туристы.
- Нецелесообразно дергать предпринимателей в такое время... Куда нам уходить? И люди знают, что все мастерские и магазины есть в одном месте, что здесь все проверено годами. Меня маленького стригли в этом же салоне, и он до сих пор работает, - возмущается Элвин.
Чуть проще относится к действительности молодежь из компании-оператора связи. «БТ-Телеком» занимает здешний офис всего четыре года, покидать здание организации будет не так трудно, хоть и затратно
- Мы были рады новостям про открытие метро, его тут действительно не хватает, - поделился с «КП» гендиректор Виктор Федоров. - Но я считаю, что вестибюль вместо Дома быта - не единственный вариант и не совсем логичный. Странно, что рядом с театром не разрешают строить, а рядом с Синагогой разрешают.
Компания вместе с другими домбытовскими предпринимателями оставила свою подпись за то, чтобы власти рассмотрели другие локации для строительства. Арендаторы готовятся писать коллективные письма властям и обращаться в суд. Собрано уже более двух тысяч подписей, в том числе от местных жителей.
Диалога с властью нет, пожаловались «КП» замдиректор АО «Услуга» Светлана Филянина и главный инженер Валентин Кузьмицкий. С владельцем и арендаторами никто не говорит, а сам владелец здания даже не может попасть на прием к губернатору, чтобы обсудить болезненный вопрос. Ему лишь обещают перезвонить.
Начальство показало «Комсомолке» документацию с совещания, проведенного КРТИ и разработчиком проекта, компанией «Гипростроймост». В таблицах эксперты сравнивают сразу восемь различных вариантов для расположения вестибюля новой станции. Среди них - точка в переулке Матвеева, которая требует сноса психоневрологического диспансера и поликлиники, точка на набережной Мойки, для которой нужно изымать и сносить жилой дом, точка на набережной Крюкова канала - ради нее придется уничтожить школу №259. Рассматривался и вариант с точкой на улице Декабристов, 40, но и здесь под прицел попадает социальный объект - детская горбольница. В каждом из случаев снос влечет за собой необходимость в строительстве нового объекта, только в другом месте.
А если вернуться к вариантам, предложенным властями для народного голосования, то выяснится, что строительство на месте Дома быта - самое затратное. Согласно той же документации, этот вариант потребует более 10 млрд рублей, тогда как стройка на пятачке между домами 37 и 39 по Декабристов - всего 7,3 млрд.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Несмотря на большую поддержку местных, Дом быта получает и уничижающие отзывы. Среди петербуржцев достаточно тех, кто выступает за снос здания. Лагерь противников обосновался в соцсетях.
- Сейчас много современных сервисных центров, от дома быта одно название. Выход метро там - очень удачное решение, - заявил Константин Кубышкин.
- Поскорее бы уже (снесли - прим.ред). Собственники этого дома быта испортили здание своим ремонтом. Вывески вообще не по регламенту висят, хаос сплошной, - отметила Алиса Стрельчик.
- Снести это мерзкое здание к чертям и построить красивый вестибюль. Метро много лет ждем, - потирает руки Михаил Усов.
Среди аргументов «за» снос - непрезентабельный вид здания, его невостребованность. Противники уверены, что Дом быта себя изжил, а услуги, которые в нем оказывают, вполне можно найти в других точках района.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ:
HASH(0x692f728)