Найти тему

МЕНЯ ЖЕ ПОЧЕМУ-ТО НЕ ОТПУСКАЮТ

О том, что в работе мобилизационной системы были выявлены недостатки, и теперь это механизм надо приводить в порядок, власти признали достаточно быстро.
«Определённые ошибки и недостатки в работе этой системы заметили все, а не только специалисты», - заявил в беседе с журналистами пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
В частности, неповоротливая военная машина поначалу заработала на «полную катушку» - призывать стали всех подряд (до 50-ти лет), пока, наконец, не получили соответствующие указания от Генерального Штаба – брать до 43-х лет. Среди призывников оказались и многодетные, и больные. В общем, полная неразбериха.
Песков также напомнил заявление Верховного главнокомандующего о том, что проблемы в этой сфере остались бы незамеченными, если бы не сложившаяся ситуация.
Что ж. Для нашей страны подобная ситуация не в диковинку.
Но «призывной бардак» накрывал её ещё раньше. Так, ещё 100 лет назад, на третий год Первой мировой войны Россия, выглядевшая ранее в глазах европейских соседей эдаким колоссом и «паровым катком», вдруг столкнулась с проблемой, которая, казалось никогда не будет ей ведома – катастрофическими людскими потерями. Оружие массового поражения и неумелое руководство армейских верхов уже в первые месяцы боевых действий быстро нивелировало самое серьёзное преимущество огромной империи. Через год, в июне 1915 года, началось «Великое отступление» из Польши и Галиции, существенно повлиявшее на боевой дух, а спустя месяц военное ведомство вынуждено было обратиться к призыву нижних чинов, определённых при мобилизации в неспособные.
Попытки изыскать дополнительный человеческий ресурс, заставили власти рассматривать ранее абсолютно фантастические варианты – например, привлечение в армию преступников (в т.ч. и политических). А в 1916 году прибегло к последней мере – привлечению в ряды армии «белобилетников», т.е. освобождённых от службы навсегда по состоянию здоровья.

****

4-го апреля 1917 года 35-летний нижний чин 140-го запасного пехотного полка 14-й роты 4-го взвода, стоящего в Перми, Василий Афанасьевич Захаров написал прошение на имя Спасского Уездного Воинского Начальника, в котором пожаловался не свою судьбу и попросил скорейшего решения вопроса.
Захаров был уроженцем деревни Старой Ершовой, Кирицкой волости, Спасского уезда, Рязанской губернии, и в составе 24-го Восточно-Сибирского стрелкового полка принимал участие в русско-японской войне, где 27-го сентября 1904 года получил ранение у перевала Хоэ-мин.
Спустя 2 года по окончании войны,
9-го ноября 1907 года, Захаров был признан неспособным к несению воинской службы, однако, в связи с нехваткой людского ресурса, в декабре 1916 года был вновь освидетельствован и призван «под ружьё».

-2

Уже после прихода к власти Временного Правительства, находясь в запасном полку в Перми, Захаров в отчаянии написал письмо на имя Спасского Уездного Воинского Начальника, в котором призывал скорейшим образом решить его проблему, которая по мнению Захарова крылась в обыкновенной бюрократии:

«… В Русско-японскую войну я был призван на действительную службу, получил поранение в поясницу и перебита оболочная позвоночная кость. Четыре раза подвергался операциями и за такое поранение получил пенсию пожизненную из Александровского Комитета. В Декабре 1916 года, я в качестве белобилетника, был призван в Русско-Германскую войну и зачислен в настоящее время в 140-й запасный пехотный полк. Мои сотоварищи по службе – белобилетники – все отпущены домой, меня же почему-то не отпускают и требуют от меня билет о явке моей к исполнению воинской повинности, каковой находится во вверенной Вам канцелярии. В моей семье из членов её – четверо моих родных братьев находятся в действующей армии и я нахожусь в 14 маршевой роте и в недалёком будущем должен тоже отправиться в действующую армию, следовательно, все пять братьев призваны.
Состояние моего здоровья очень плохое и я не в состоянии даже нести строевую службу, но, несмотря ни на что, приходится идти на войну.
Вследствие изложенного и принимая во внимание моё безвыходное положение, имею честь покорнейше просить Вас, господин Уездный Воинский Начальник войти в моё тяжёлое положение, и дать, наконец, объяснение, почему же я вместе с прочими своими сотоварищами не могу воспользоваться той льготой, по которой одни мои сотоварищи уволены домой.
О последующем Вашем распоряжении прошу в возможно непродолжительном времени уведомить меня, дабы мне совершенно непроизводительно очутиться в рядах действующей армии, а вместе с тем покорно прошу выслать мой билет о явке моей к исполнению воинской повинности…».

-3

****

Зачем и, главное, для чего призвали такого человека как Захаров в 1916 году, остаётся только гадать. Выполняло ли местное начальство план по призыву, просто захотелось выслужиться, имели ли место невнимательность призывной комиссии или обычная ошибка, сейчас уже сказать сложно. Ясно одно, негодного к строевой службе нижнего чина, ранее полностью от неё освобождённого, поставили «под ружьё».
Если раньше призывная машина работала достаточно чётко, то с ухудшением ситуации на фронте и в тылу, и, главное, при отсутствии побед, она стала давать сбои.