Найти тему
Русский сталкер

Великие книги: Веды. Часть вторая.

Оглавление

Шакхи и комментарии

Существуют различные редакции Вед в зависимости от отдельных индуистских религиозных школ и направлений – шакх (от sakha – «ветвь»). Также каждая шакха создавала свои комментарии к ведическим писаниям. Одним из самых известных средневековых комментаторов считается Саяна, живший в XIV в. Главным его сочинением является Ведартха-пракаша, комментирующая Ригведу. Кроме того, ведийскими школами была произведена каталогизация Вед, для каждой из них был составлен специальный индекс - анукрамани. Сводный индекс всех Вед получил название сарванукрамани.

Шакхи практиковали сложные способы сохранения текста Вед, основанные на запоминании их наизусть. Чтобы тексты было легче запоминать, использовались особые методы грамматического разбора, а также принцип повторения. При этом правом слушать, читать и изучать Веды обладали лишь относящиеся к категории «дваждырожденных», то есть к трем высшим кастам, или варнам - брахманы, кшатрии и вайшьи. Женщинам, а также низшим кастам - шудрам и млеччхам – это строжайше воспрещалось, даже под страхом смертной казни. «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое», - говорится в «Законах Гаутамы».

Самхиты и канон

Основной частью Вед являются самхиты — сборники мантр, которые используются в индуистских религиозных ритуалах. Кроме того, Веды содержат комментарии к самхитам, которые называются брахманами, араньяками и упанишадами. В каждой из Вед собраны самхиты, выполняющие определенное ритуальное предназначение. Это гимны, молитвы, заклинания, ритуальные формулы и т. д., обращенные к пантеону божеств, которые по-санскритски зовутся «дэвами» (deva — «бог», «божественный», «небесный»). Больше всего текстов посвящено таким божествам, как Рудра, Индра, Агни и Варуна. Комментарии к текстам, которые, в отличие от самхит, изложены в прозе, раскрывают философскую суть той или иной ритуальной традиции. Если самхиты и брахманы относятся к категории обрядовых текстов - карма-канды, и сосредоточены на ритуальных практиках, то араньяки и упанишады относятся к категории джнана-канды (текстам о знании) и посвящены теме духовного самоосознания и философии. В частности, в них говорится о природе Брахмана и реинкарнации.

Принято считать, что первые три книги Вед - «Ригведа», «Яджурведа» и «Самаведа» составляли изначальный ведийский канон – трайи, что означает «тройственная видья» - «тройственная священная наука». Четвертая книга, «Атхарваведа», представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые применяются в магических и целительных ритуалах.

Мандалы Ригведы

«Риг-веда» состоит из 10 600 текстов, разделенных на десять книг - мандал. Каждый текст обращен к определенному божеству:

К тебе, о Агни, изо дня в день,

О озаряющий тьму, мы приходим

С молитвой, неся поклонение –

К царящему при обрядах,

К пастырю закона, сверкающему,

К возрастающему в доме своем.

Как отец – сыну,

О Агни, будь доступен нам!

Сопровождай нас ради блага!

Немецкий и английский филолог Макс Мюллер (1823-1900) считает, что «Ригведа» составлялась с XVIII по XII вв. до н. э. поэтами из числа священнослужителей, жившими в районе Пенджаба. Другие исследователи придерживаются версии, что на составление первой книги «Вед» ушло не более столетия, и происходило это в период между 1450—1350 гг. до н. э. Также специалисты обнаруживают значительное лингвистическое и культурное сходство между «Ригведой» и ранней Авестой.

Из книги Ирины Шлионской

"50 Великих книг, содержащих послания человечеству. Мифы и реальность"

Публикуется с разрешения автора