//Ребята, напишите мне письмо:
Как там дела в свободном вашем мире?
Что вы там пьёте? Мы почти не пьём.
Здесь — только снег при солнечной погоде…
Ребята, напишите обо всём,
А то здесь ничего не происходит!//(ВСВ)
Мне хочется вспомнить одного из друзей Владимира Высоцкого.
Это Иван Сергеевич Бортник, выдающийся артист и человек
(16 апреля 1939 – 4 января 2019)
//Скучаю, Ваня, я, кругом Испания.
Здесь пьют все горькую, лакают джин.
Без разумения и опасения.
Они же, Ванечка, все без пружин.// (ВСВ)
Ваня Бортник. Друг особенный. Много было друзей у ВСВ. И, наверное, в каждом было что-то особенное. Но Ваня особенный из особенных, самый настоящий друг.
У Высоцкого ведь был дар - притягивать к себе людей замечательных. И друзей своих он любил. Вот так и Ваня, ах милый Ваня… «На чём сошлись? Не знаю, наверное, детство одно - послевоенное, двор, потом любовь к поэзии. А потом, видимо, характер у нас схожий», - вспоминал Ваня.
Да, характер схожий. Дружба для них имела один смысл – не предавать друг друга. Уже хрестоматийной стала история с ролью Гамлета. Устал Любимов от непостоянства и непредсказуемости ВСВ и предложил Гамлета Бортнику.
А тот… отказался. Это что-то невероятное - гениальный режиссер предлагает актёру роль Гамлета, такое раз в жизни случается, а он отказывается.
И объясняет так: «Вот он (Высоцкий) выходит с гитарой на сцену и сидит у стены, а мне с чем сидеть: с гармошкой или c гуслями?». И ВСВ говорил ему – сыграй, но знал, что не сделает этого Бортник. И дело здесь не в гитаре и гармошке, просто это особый случай, когда проверяется дружба. Бортник понимал, что не может отнять у Высоцкого его Гамлета. Он это понимал, а Золотухин – нет. А ведь Иван Бортник был гениальный артист. Он мог бы показать своего Гамлета. Люди плакали, когда слушали его Сатина, или видели его гениального Моцарта. И Высоцкий хотел, чтобы в «Месте встречи» Шарапова сыграл именно Бортник. Это был бы тот самый счастливый случай, когда говорят: совпало всё. И напоследок. Как-то перед отъездом Вани в отпуск, они поспорили, найдет ли Володя рифму на фамилию Бортника. Нашел:
«Грустно! Едет на курорт – никак…
Как же я без Вани Бортника?
Я бы Ваню оттенял.
Как же Ваня без меня?!»
Да, есть на свете такое, что и не снилось нашим мудрецам. Что не имеет названия. Что можно только чувствовать и удивляться. И этим жить
//Если где-то в чужой, неспокойной ночи, ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю —
Не таись, не молчи, до меня докричи, докричи,
Я твой голос услышу, узнаю //(ВСВ)