Не сказать, что женщины в политике сегодня — явление редкое и экстраординарное. Но и не частое, особенно на высших государственных постах: премьер-министра и президента. И если в некоторых странах (и западных, и восточных) уже есть опыт женского руководства всего и всем, то в нашей стране до вершины власти женщины пока не добрались. Притом что в России женщины получили избирательные права, т.е. вышли на политическую арену одними из первых в мире. Так чем же российские женщины-политики отличаются от своих западных и восточных коллег? Почему у одних получается сделать головокружительную карьеру, а другие разбиваются о пресловутый «стеклянный потолок»?
Интересное исследование о женщинах-политиках трех символических регионов мира (Запада, Востока и России) провела Марина Баканова, независимый журналист, писатель, общественный деятель и главврач больницы Dua Hospital в Исламабаде, Пакистан. В каждом регионе она выбрала 10 представительниц и проанализировала их личные данные, взяв информацию из открытых источников. Критериями для анализа стали
«причастность к правящим кругам (наследственность власти); образование (есть/нет, профильное/нет); карьера в политике (случайна/нет); семья (есть/нет, количество детей); эффективность работы в должности».
Были взяты как бывшие, так и действующие женщины-политики за последние 20 лет, и вот какие обобщенные портреты получились.
Запад есть Запад
Представительницы западной политики: Тереза Мэй (премьер-министр Великобритании), Ангела Меркель (канцлер ФРГ), Санна Марин (премьер-министр Финляндии), Хиллари Клинтон (госсекретарь США), Урсула фон дер Ляйен (председатель Еврокомиссии), Магдалена Андерссон (премьер-министр Швеции), Джасинда Ардерн (премьер-министр Новой Зеландии), Джулия Гиллард (премьер-министр Австралии), Мишель Бачелет (президент Чили), Колинда Грабар-Китарович (президент Хорватии).
Портрет: талантливые выходцы из обычных семей, с профильным образованием на уровне Masters/PhD, начинают политическую карьеру поздно, после профессиональных успехов по основной специальности. Замужем (официально или в длительных незарегистрированных отношениях), почти половина не имеет детей, у остальных — от одного до трех, и у одной (Урсулы фон дер Ляйен) — семеро детей. Эффективность деятельности женщин-политиков высокая и не уступает результатам работы их коллег мужского пола, а количество политических скандалов у женщин значительно меньше, чем у мужчин.
Восток есть Восток
Представительницы восточной политики: Бидхья Деви Бхандари (президент Непала), Халима Якоб (президент Сингапура), Пратибха Девисингх Патил (президент Индии), Диа Пермата Мегавати Сетиавати Сукарнопутри (президент Индонезии), Глория Макапагал-Арройо (президент Филиппин), Хина Раббани Кхар (министр иностранных дел Пакистана), Йинглак Чиннават (премьер-министр Таиланда), Шейх Хасина Вазед (премьер-министр Бангладеш), Сахар Наср (министр инвестиций и международного сотрудничества Египта), Наджах аль-Аттар (вице-президент Сирии).
Портрет: подавляющее большинство происходит из семей политической и экономической элиты или местной аристократии, почти у всех есть высшее профильное или гуманитарное образование. Поздно начинают политическую карьеру: после обязательного брака и рождения детей. Часто именно муж способствует политическому продвижению жены. Иногда политическая власть переходит по наследству от отца. Количество детей варьируется от одного до трех, и только у одной (Халимы Якоб) — пятеро детей. Эффективность управления женщинами-политика невысокая, а политические скандалы затрагивают почти всех, для части из них став причиной отставки.
А в России всё по-своему
Представительницы российской политики: Валентина Матвиенко (председатель Совета Федерации), Эльвира Набиуллина (председатель ЦРБ), Татьяна Голикова (заместитель председателя правительства РФ), Виктория Абрамченко (заместитель председателя правительства РФ), Мария Захарова (директор департамента информации и печати МИД), Наталья Поклонская (депутат ГД, заместитель руководителя Россотрудничества), Ольга Любимова (министр культуры РФ), Зарина Догузова (руководитель Федерального агентства по туризму), Мария Львова-Белова (уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка), Сардана Авксентьева (глава города Якутска, депутат ГД).
Портрет: родом из обычных семей и шли к политическим вершинам либо еще с советских времен, либо на личных талантах (без поддержки родительских семей). У всех есть высшее профильное образование (первое или второе), некоторые окончили магистратуру или аспирантуру. Рано начинают политическую карьеру, практически сразу после окончания вуза, поскольку для ощутимых результатов требуются годы целенаправленного и кропотливого труда в ситуации высокой конкуренции с мужчинами. Нередко жертвуют интересами семьи, хотя продвижение при содействии мужа тоже есть. Детей либо нет, либо один. Исключения: Ольга Любимова (двое детей) и Мария Львова-Белова (пятеро родных детей). Эффективность работы женщин-политиков высокая, но до уровня мужчин не доходит. Для половины перечисленных представительниц характерны спорные решения и инициативы.
Ни одна женщина в российской политике не занимала должность премьер-министра, не говоря уже о посте президента. Что это: дань традиционным ценностям или суровые реалии нашей страны за последнее столетие? Как думаете?
Надежда Ершова
Подписывайтесь на мой канал «О женщинах сквозь науку»!
Спасибо за лайки и комментарии, они помогают развитию канала!