Найти тему
Дизайн с Алексом Маком

"У камня можно учиться живописи." Все грани таланта камнереза и художника Василия Коноваленко

Его талант многогранен, а работы - изящные, тонкие, порой с юмором, детально проработанные. Его творения оценили высоко не только в СССР, но и в США. Василий Коноваленко - практически возрождал заповеди школы Фаберже в камнерезном искусстве в двадцатом веке. Давайте рассмотрим удивительные работы этого уникального советского камнерезного мастера.

Драгоценная бабочка
Драгоценная бабочка

Василий Коноваленко родился в 1929 году в Запорожской области в селе Петровка. Семья была многодетной. Он был пятым ребенком и единственным мальчиком. В военное время был в эвакуации, потом, вернувшись, успешно окончил Донецкое архитектурно-художественное училище и поступил в Донецкий театр оперы и балета, где стал учеником художника-декоратора. Его талант уже тогда нельзя было не заметить. Через два года ему поручили заведовать бутафорским цехом.

Русский воин. Золото, серебро, яшма, бирюза, нефрит, бриллианты. Высота 23,5 см
Русский воин. Золото, серебро, яшма, бирюза, нефрит, бриллианты. Высота 23,5 см

Поработав там несколько лет, он решил уехать и жить в Ленинграде. Его всю жизнь тянуло к высокому искусству. И вот, судьба дала ему шанс. Он выиграл конкурс на работу в Мариинском (тогда Кировском) театре: стал работать вместе с художником Симоном Вирсаладзе. Василий Коноваленко с успехом стал создавать декорации к балетам и операм, эскизы костюмов. Получалось удивительно красиво.

Декорация для балета «Каменный цветок». Эскиз. 1960 Бумага; гуашь, белила, бронзовая краска, лак.
Декорация для балета «Каменный цветок». Эскиз. 1960 Бумага; гуашь, белила, бронзовая краска, лак.
Костюмы аметиста и топаза для балета «Каменный цветок» Эскиз.  1960 Бумага; гуашь, белила, карандаш, чернила.
Костюмы аметиста и топаза для балета «Каменный цветок» Эскиз. 1960 Бумага; гуашь, белила, карандаш, чернила.

Уже тогда он полюбил работать с камнем. Камнерез-самоучка. Он осваивал все особенности, свойства, положительные стороны, чтобы уметь показать лучшие грани в своих фигурках. Особенно ему удавались герои сказок и животные. Они абсолютно естестенные, живые, характерные!

Добро пожаловать. Тигровый глаз, окаменелое дерево, кахолонг, нефрит, лазурит, шайтанский переливт, яшма, белореченский кварцит, обсидиан, агат, джеспилит, кремень, халцедон, аметистовидный кварц, перидотит, синтетические корунды, золотосодержащий сплав, серебросодержащий сплав, дерево.
Добро пожаловать. Тигровый глаз, окаменелое дерево, кахолонг, нефрит, лазурит, шайтанский переливт, яшма, белореченский кварцит, обсидиан, агат, джеспилит, кремень, халцедон, аметистовидный кварц, перидотит, синтетические корунды, золотосодержащий сплав, серебросодержащий сплав, дерево.
"Данилушко" Кремень, белореченский кварцит, берилл, кахолонг, жемчуг, агат, яшма, малахит, мрамор, золото, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, мозаика, выпиловка, монтировка. 1959г
"Данилушко" Кремень, белореченский кварцит, берилл, кахолонг, жемчуг, агат, яшма, малахит, мрамор, золото, серебро; резьба по камню, шлифовка, полировка, мозаика, выпиловка, монтировка. 1959г

С 50х годов он полностью посвятил себя работе с камнями. Его захватила техника объемной мозаики. То есть каждая деталь прорабатывается отдельно, а потом соединяется в единое целое. Интересно, что ему удавалось работать с теми задумками и идеями, которые ему самому были интересны. О, какие удивительные веселые камнерезные компании у него получались!

Бражники 1965. Сапфиры, жемчуг, нефрит, яшма, халцедон, сердолик, лазурит, кремень, агат, кварц, белореченский кварцит, кахолонг, окаменелое дерево,
обсидиан, пурпурин, золото, серебро, недрагоценный металл
Бражники 1965. Сапфиры, жемчуг, нефрит, яшма, халцедон, сердолик, лазурит, кремень, агат, кварц, белореченский кварцит, кахолонг, окаменелое дерево, обсидиан, пурпурин, золото, серебро, недрагоценный металл

Однако, из-за несовпадений с идеологией ему пришлось ждать собственной выставки до 1973 года. Он стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в Русском музее. Выставка имела огромный успех.

Бабушка и дедушка. 1963г. Лазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахолонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг, гранит, пурпурин,
серебро, медь
Бабушка и дедушка. 1963г. Лазурит, яшма, кремень, лабрадорит, нефрит, кахолонг, окаменелое дерево, белореченский кварцит, агат, жемчуг, гранит, пурпурин, серебро, медь
Фрагмент
Фрагмент
Лов
Лов

В журнале "Огонек" вышла статья, посвященная столь успешной выставке. Статью написал Сергей Михалков с названием "Наследник Данилы-мастера". Тогда Коноваленко и признался, что у камня можно учиться живописи. Действительно, ему пришлось узнавать и знакомиться с каждым минералом, с каждым камнем и металлом самому, учиться понимать их. Его пригласили в Москву, предложили должность главного художника Министерства Геологии, дали возможность создать свою студию-мастерскую.

Разлука, ты разлука. 1967. Агат, нефрит, кахолонг, яшма, обсидиан, белореченский кварцит, синтетическая шпинель,
синтетический сапфир, родусит, окаменелое дерево, кремень, перидотит, бирюза,
гранит, золото
Разлука, ты разлука. 1967. Агат, нефрит, кахолонг, яшма, обсидиан, белореченский кварцит, синтетическая шпинель, синтетический сапфир, родусит, окаменелое дерево, кремень, перидотит, бирюза, гранит, золото
Земфира. 1973. Золото, бирюза, жемчуг, перламутр, мраморный оникс, аметист, яшма, белореченский кварцит, кварц морион, агат
Земфира. 1973. Золото, бирюза, жемчуг, перламутр, мраморный оникс, аметист, яшма, белореченский кварцит, кварц морион, агат

Однако и тут нашлись недовольные, которые возбудили уголовное преследование мастера. Оно закончилось, как только он подарил всю свою коллекцию работ государству. Однако, недопонимание с руководством свободного художника не закончилось. Потом было привлечение Коноваленко в запутанном деле с подделками под Фаберже (двое других людей получили реальные сроки). И в 1981 году ему пришлось эмигрировать в США. С собой он взял только удочку. А в 1984 году уже состоялась его первая зарубежная выставка в Колорадо. Естественно, все творения остались в том музее.

Бабушка. 1982 год. Тело- Белорецкий кварц, платок - аметист; платье - снежный обсидиан;  жилет - яшма и арагонит; прялка - окаменелое дерево, пряжа - рутиловый кварц
Бабушка. 1982 год. Тело- Белорецкий кварц, платок - аметист; платье - снежный обсидиан; жилет - яшма и арагонит; прялка - окаменелое дерево, пряжа - рутиловый кварц
Художник.
Художник.

Василий Коноваленко мечтал вернуться на Родину. Он думал о проведении своей выставки, чтобы поделиться и показать свои творения каждому человеку. Его смерть в 1989 году еще почти на тридцать лет перечеркнула эти планы. В 2016 году в Музеях Кремля состоялась выставка этого талантливого, трудолюбивого человека с золотыми руками.

Выставка. На первом плане "Бегемот" 1987г. Малахит, бриллианты, рубин, кахолонг, белореченский кварцит, цитрин, золото, серебро
Выставка. На первом плане "Бегемот" 1987г. Малахит, бриллианты, рубин, кахолонг, белореченский кварцит, цитрин, золото, серебро
Скорбящая мать. В.Коноваленко. 1974 г. Гагат, эпидотовая щетка, лабрадоритовое габбро, яшма, белореченский кварцит; резьба по камню, гравировка, монтировка
Скорбящая мать. В.Коноваленко. 1974 г. Гагат, эпидотовая щетка, лабрадоритовое габбро, яшма, белореченский кварцит; резьба по камню, гравировка, монтировка

Надеюсь, Вам понравилось это знакомство с удивительным человеком, талантливым камнерезом. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные публикации. До новых интересных встреч, Ваш Алекс.