Его талант многогранен, а работы - изящные, тонкие, порой с юмором, детально проработанные. Его творения оценили высоко не только в СССР, но и в США. Василий Коноваленко - практически возрождал заповеди школы Фаберже в камнерезном искусстве в двадцатом веке. Давайте рассмотрим удивительные работы этого уникального советского камнерезного мастера.
Василий Коноваленко родился в 1929 году в Запорожской области в селе Петровка. Семья была многодетной. Он был пятым ребенком и единственным мальчиком. В военное время был в эвакуации, потом, вернувшись, успешно окончил Донецкое архитектурно-художественное училище и поступил в Донецкий театр оперы и балета, где стал учеником художника-декоратора. Его талант уже тогда нельзя было не заметить. Через два года ему поручили заведовать бутафорским цехом.
Поработав там несколько лет, он решил уехать и жить в Ленинграде. Его всю жизнь тянуло к высокому искусству. И вот, судьба дала ему шанс. Он выиграл конкурс на работу в Мариинском (тогда Кировском) театре: стал работать вместе с художником Симоном Вирсаладзе. Василий Коноваленко с успехом стал создавать декорации к балетам и операм, эскизы костюмов. Получалось удивительно красиво.
Уже тогда он полюбил работать с камнем. Камнерез-самоучка. Он осваивал все особенности, свойства, положительные стороны, чтобы уметь показать лучшие грани в своих фигурках. Особенно ему удавались герои сказок и животные. Они абсолютно естестенные, живые, характерные!
С 50х годов он полностью посвятил себя работе с камнями. Его захватила техника объемной мозаики. То есть каждая деталь прорабатывается отдельно, а потом соединяется в единое целое. Интересно, что ему удавалось работать с теми задумками и идеями, которые ему самому были интересны. О, какие удивительные веселые камнерезные компании у него получались!
Однако, из-за несовпадений с идеологией ему пришлось ждать собственной выставки до 1973 года. Он стал единственным художником-прикладником, который удостоился в советское время персональной выставки в Русском музее. Выставка имела огромный успех.
В журнале "Огонек" вышла статья, посвященная столь успешной выставке. Статью написал Сергей Михалков с названием "Наследник Данилы-мастера". Тогда Коноваленко и признался, что у камня можно учиться живописи. Действительно, ему пришлось узнавать и знакомиться с каждым минералом, с каждым камнем и металлом самому, учиться понимать их. Его пригласили в Москву, предложили должность главного художника Министерства Геологии, дали возможность создать свою студию-мастерскую.
Однако и тут нашлись недовольные, которые возбудили уголовное преследование мастера. Оно закончилось, как только он подарил всю свою коллекцию работ государству. Однако, недопонимание с руководством свободного художника не закончилось. Потом было привлечение Коноваленко в запутанном деле с подделками под Фаберже (двое других людей получили реальные сроки). И в 1981 году ему пришлось эмигрировать в США. С собой он взял только удочку. А в 1984 году уже состоялась его первая зарубежная выставка в Колорадо. Естественно, все творения остались в том музее.
Василий Коноваленко мечтал вернуться на Родину. Он думал о проведении своей выставки, чтобы поделиться и показать свои творения каждому человеку. Его смерть в 1989 году еще почти на тридцать лет перечеркнула эти планы. В 2016 году в Музеях Кремля состоялась выставка этого талантливого, трудолюбивого человека с золотыми руками.
Надеюсь, Вам понравилось это знакомство с удивительным человеком, талантливым камнерезом. На сегодня я прощаюсь с Вами, не забывайте ставить лайки, писать комментарии, подписываться, это вдохновляет меня на новые интересные публикации. До новых интересных встреч, Ваш Алекс.