В 1917 году Россия продолжала держать фронт, однако армия разваливалась ударными темпами. Всё большее значение в глазах общества и солдат (вчерашних крестьян и рабочих в шинелях) приобретали внутренние вопросы, а не малопонятная массам война.
Такие выводы делал и Александр Иванович Верховский — офицер-генштабист, участник Русско-японской и Первой мировой войн, человек демократических взглядов.
В свое время А. И. Верховский был исключен из Пажеского корпуса за неосторожное высказывание: после расстрела демонстрации в январе 1905 года он заявил, что «считает для себя позором употреблять оружие против безоружной толпы».
Храбрый командир в числе прочих офицеров активно поддержал Февральскую революцию. Но, разумеется, А. И. Верховский длительное время рассчитывал на «войну до победного конца». При этом отлично понимал, что благоприятное развитие событий маловероятно:
«Что какому-нибудь крестьянину с Волги или рабочему с Урала борьба германского империализма с великими демократическими идеями, выдвинутыми нами и Америкой?» (с) А. И. Верховский. Россия на Голгофе: (из походного дневника 1914-1918 гг.).
В 1917 году карьера Александра Ивановича «пошла в гору», благодаря его лояльности к Революции. Однако, на пике этой карьеры положение А. И. Верховского было незавидным: он стал военным министром Временного правительства... в сентябре 1917 года, менее чем за два месяца до Октябрьской революции.
Что характерно, А. И. Верховский к тому моменту отлично понимал, к чему идет дело. Что армия рассыпается, офицеров презирают, союзники помогать не хотят, а большевики после разгрома «Корниловщины» стремительно набирают политические очки, тогда как А. Ф. Керенский (тоже, номинально — на пике карьеры тогда был) эти очки стремительно теряет.
Тогда Александр Иванович придумал любопытный план. Да, воевать дальше нельзя, войско превратилось в толпу. Но и унизительный сепаратный мир заключать не следует. Что делать?
Во-первых, завоевать доверие народа, начав переговоры с немцами о мире «без аннексий и контрибуций». То есть не «грабительский похабный мир», а переговоры на условиях статус-кво, все остаются при первоначальных раскладах.
Правда, было одно маленькое затруднение: аннексии и контрибуции были очень нужны Германской империи (и её союзникам) и оставшимся державам Антанты.
Так что они не соглашались на эту идею Верховского, о переговорах с немцами для завоевывания доверия населения. А. И. Верховский был уверен, что немцы откажутся от равноправных переговоров... и это можно будет «предъявить населению»:
«Германия либо примет мир, либо откажется. В обоих случаях народ будет видеть, что сделано всё возможное, и отказ Германии заставит лучшую часть действовать соответственно, то есть пойти со всей энергией и бороться за свою страну...
В противном случае массы у нас выйдут из повиновения, разобьют всю государственную организацию...» (с) А. И. Верховский. Россия на Голгофе: (из походного дневника 1914-1918 гг.).
Во-вторых, А. И. Верховский предлагал радикальное сокращение вооруженных сил и создание армии на добровольческих началах. Причем эта армия должна будет только удерживать фронт.
Хватит уже наступательных операций (все равно — малорезультативных), хорош спасать западных союзников. Только оборона своей территории, желательно — добровольцами, теми, кто не разбежится.
Можно и отступать вглубь страны, не заключая при этом позорного мира. Когда немцы дойдут до Волги, «хата-с-крайники» будут вынуждены включаться в борьбу, так как почувствуют «немецкий сапог» на своей шкуре.
«Одновременно надо распустить худшие, наиболее усталые элементы, так как большая часть армии воевать не будет, чем бы это ни грозило народу.
Но странно, каждый раз, когда я поднимаю этот разговор, я встречаю глухое сопротивление со всех сторон...» (с) А. И. Верховский. Упомянутый источник.
Да, действительно, А. И. Верховский, будучи военным министром, неоднократно поднимал этот вопрос.
И на заседаниях Временного правительства, и в Предпарламенте (Временный совет Российской республики).
Но предложения Александра Ивановича отбрасывались, а затем военного министра и вовсе отправили в отпуск на пару недель. Пока А. И. Верховский отдыхал на Валааме, произошла Октябрьская революция.
Так что его усилия оказались напрасными. Позднее бывший генерал сперва принимал участие в деятельности антисоветского подполья. Но в конце 1918 года вступил в Красную Армию. В 1938 году комбриг А. И. Верховский был расстрелян как «контрреволюционер»...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.