Найти в Дзене

Кто курил и сидел на заборе? Табак между Гражданской войной и Второй мировой

Оглавление

Малюта Скуратов (Михаил Жаров) дымит у гроба царицы Анастасии (Людмила Целиковская) во время перекура на съёмках фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Малюта Скуратов (Михаил Жаров) дымит у гроба царицы Анастасии (Людмила Целиковская) во время перекура на съёмках фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

«Разговорники в строю» не пропагандируют курение, не рекламируют табачные изделия и предупреждают — курение опасно для вашего здоровья! Информация о курении, приведенная в данной статье, служит только для описания исторических фактов, персонажей и сюжетов литературы XIX-XX веков.

Дымящие 1920-1930-е

О том, как курили герои русской классической литературы и учебников иностранных языков, мы говорили в предыдущей статье. На очереди — годы между Гражданской и Великой Отечественной войнами. В книги, в том числе и учебники, врывается новое поколение авторов, сюжетов и героев, многие из которых в дореволюционную эпоху оставались на периферии. Но они тоже курят — и дымят в новую эпоху, едва ли не все: причем даже зачастую совершенно позитивные персонажи. И даже там, где в наши дни, курение, мягко скажем, не одобрили бы.

Учебник по английскому языку Гальперина
Учебник по английскому языку Гальперина

In the corridor we smoke and read newspapers. Каково, а? Студенты на переменах курят в коридоре. Это, между прочим, учебник Гальперина для Академии внешней торговли, 1937 год. Это точнейше политически выверенный учебник: он про социализм, новую Москву, советскую промышленность и т.д. А студенты курят в коридоре!

-3

Торговые партнеры и вовсе не стесняются — у мистера Джонсона в офисе на виду лежат спички и портсигар.

Учебник французского языка для военных школ, 1935 г.
Учебник французского языка для военных школ, 1935 г.

Дайте папиросу, передайте спички —  фразы из гипотетического разговора французских и советских военнослужащих.

-5

Une cigarette в то время это еще папироса, конечно, не сигарета.

Папироса вместо трубки

В советской литературе и массовой культуре того времени курение было нормой. Судя по всему, изящные трубки и сигары канули в небытие в окопах Первой Мировой и гражданской войны — новым героям больше по вкусу папиросы и самокрутки.

И кто только не курит в советской литературе того времени: и Крокодил Корнея Чуковского:

Папиросы курил / По-турецки говорил
Папиросы курил / По-турецки говорил

И Маргарита:

«В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате. На кровати на одеяле лежали сорочки, чулки и белье, скомканное же белье валялось просто на полу рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос. Туфли стояли на ночном столике рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок, на спинке стула висело черное вечернее платье», — так описывает быт своей героини Михаил Афанасьевич в своем бессмертном романе.

Папиросами торгую дети в книге Гиляровского "Москва и москвичи": "Даже детишки вместе со старшими бегут на улицу и торгуют спичками и папиросами без бандеролей, тут же сфабрикованными черт знает из какого табака". Много курят персонажи Фурманова и Фадеева, а роман Николая Островского "Как закалялась сталь" начинается с эпизода наказания учеников — кто-то из них всыпал священнику в тесто махорки.

А у Агнии Барто курят даже пионеры (с другой стороны, кто же еще может курить у Агнии Барто?):

Один пионер

Признавался на сборе:

Он дрался! Курил!

Он сидел на заборе!

Впрочем, в те годы курили не только персонажи учебников или художественной литературы — увлекались этим и те, кого бы мы сейчас назвали лидерами мнений. Например, известно, что дымили Валерий Чкалов и муза Маяковского Лиля Брик. Сам великий пролетарский поэт запечатлен на фото с самокруткой.

-7

По крайне мере, в фильмах, совершенно раскованно и свободно курили актеры (Фаина Раневская и Любовь Орлова). И видимо неслучайно курит героиня Орловой — профессор из комедии "Весна". Работа у нее такая, приходится курить.

-8

Но в 1950-х годах тема курения в учебниках как-то сходит на нет. Эпоха меняется: государство начинает больше заботиться о здоровье граждан, а граждане о своем благополучии: табаку остается все меньше и меньше места в быту и в книгах.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации!