Основная геополитическая концепция Руси (Москва – Третий Рим) была сформулирована после брака великого московского князя Ивана III (1440-1505 гг.) с дочерью брата последнего византийского императора – Софией Палеолог (по моему мнению - она славянка, сербка). Великий князь Иван Васильевич овдовел в 27 лет. Новой супругой государя стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XII. После взятия турками-османами Константинополя ее семья бежала в Италию. Их первый сын Василий появился на свет в 1479 г.
Русь была тесно связана с Византией династическими браками. Креститель Руси святой князь Владимир взял в жены византийскую царевну Анну.
От дочери византийского Императора родился великий русский князь Владимир Мономах, которому византийский Император в начале 12 века прислал крест из животворящего древа, сердоликовую чашу, принадлежавшую первому Императору Августу Октавиану, правившему Римом с 27 года до н.э. до 14 г. н.э. (Напомним, что РЮРИК был его потомком в 14 колене, а Иван Грозный выстроил свою линию от Августа Октавиана в Успенском Соборе Кремля ), царские бармы и царский венец (шапку Мономаха), которым с тех пор венчались на княжение Великие Князья и Цари.
От его ветви пошли последующие русские самодержцы. Отметим также брак сестры Василия II Анны с византийским царевичем Иоанном (1411-1414). А в конце этого периода - наиболее важный брак Иоанна III с племянницей последнего, убитого при турецком штурме Константинополя, византийского Императора Софьей Палеолог (1472); после пресечения всего потомства Палеологов она осталась единственной наследницей Византийского Царства и его славянской императорской династии.
Великого князя Московского стали именовать по византийскому образцу царем и автократором (самодержцем). После захвата Константинополя турками в 1453 году Русь оставалась единственным православным государством в мире.
Гербом Русского государства стал византийский двуглавый орел, в котором можно видеть знак «симфонии» двух властей. Его связывали с римским императором Константином Великим, принявшим этот герб в 326 г. Софья Палеолог привезла его с собой в Россию на своих регалиях и поэтому в России двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное значение преемственности от Византийского Царства (так считали отечественные историки).
В начале 16 века инок одного из псковских монастырей Филофей сформулировал теорию "МОСКВА - третий РИМ". Русь объявлялась последним и вечным царством православного мира, наследницей величия древних прославленных государств (Римской и Византийской империй).
И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.
Из послания старца Филофея Ивану III
Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 г. Вадим Кожинов в своей знаменитой книге «История Руси и русского слова» (М., 2001. – с.470-471) отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцеому святителя Геннадия, который в 1484 – 1504 гг. был архиепископом Новгородским и Псковским.
Нельзя недооценивать и тот факт, что сочинения Филофея переписывались в Иосифовском Волоколамском монастыре (хотя уже после кончины преподобного Иосифа Волоцкого). Это вполне понятно, ибо идея «Москва – Третий Рим» была созвучна наследию преподобного Иосифа Волоцкого, и к тому же для ее рождения необходимой предпосылкой являлась победа над ересью жидовствующих (Филофей упоминает о ней), которая позволяла считать московское православие истинным, отвергнувшим заблуждения.
Ранее старца Филофея преподобный Иосиф Волоцкий в своем послании призывал вступившего на престол Василия III:
«Бога ради, господарь, и Пречистыа Богородицы, - пожалуй, и попецыся, и промысли о божественных церквах и о православной вере… ино, государь, погибнуть всему православному христианству от еретических учений, яко ж и прежа …. Царства погибоша сим образом … Римское, иже много лета пребыша в православной вере християнстей, тако погибоша».
Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благовейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущения апостольского Православия.
Первый – наследник мировой империи языческого Рима – отпав в гордыню католицизма.
Второй (Византия) – поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета.
Третий же Рим – Москва, государство народа русского, и ему всемогущим Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной справедливости и любви.
Из этого ясно, что идея Третьего Рима восходит к преподобному Иосифу Волоцкому, и этим тезисом Вадим Кожинов завершает свою книгу книге «История Руси и русского слова» (М., 2001. – с.471). Автор солидарен с мнением великого русского историка.
А теперь коротко об авторе идеи «Москвы - Третьего Рима», преподобном Иосифе Волоцком (А.Ю.Карпов, А.И. Юрьев. СВЯТЫЕ И ЧУДОТВОРЦЫ РОССИИ. - М., - Вече, 2000. - 512 с.).
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (Иван Санин) – 1439 – 1515.
1.Концепция.
с.243 Укрепление дисциплины в обителях, полный отказ от личной воли и беспрекословное подчинение каждого инока воле игумена, всемерная боготворительность, возможная лишь при значительной земельной собственности.
С.256 На церковном соборе 1503 года Иосиф резко выступил против попыток ограничить монастырское землевладение.
«Если у монастырей сел не будет, то как знатному и благородному человеку постричься? А если не будет знатных старцев, то откуда взять на митрополию, или на архиепископию, или епископию? Ведь если не будет знатных старцев и благородных, то вере будет ПОКОЛЕБАНИЕ».
Он стремился превратить свой монастырь в своего рода школу для будущих иерархов Русской Церкви, какой была некогда Печерская обитель преподобного Феодосия, «начальника» иноческой жизни на Руси.
2. Личный пример.
С.256 Богатство и известный аристократизм его иноков не снижали аскетической строгости царивших в нем порядков. Иосифо-Волоколамский монастырь прославился в первую очередь своей строжайшей дисциплиной, неукоснительным соблюдением монастырского устава, составленного самим Иосифом.
Сам игумен подавал пример братии. Он, настоятель богатейшей в России обители, до конца своих дней ходил в худых и заплатанных ризах, не гнушаясь самой черной работой.
3. Борьба с ересью жидовствующих.
С.259 Ересь была завезена в Новгород неким иудеем Схарией (Захарией), который увлек в свою веру некоторых из новгородских священников: впоследствии от них научились другие, и так ересь распространилась сначала в Новгород, а затем, вместе с переехавшими новгородцами, и в Москве. Причем ее приверженцами стали не только, и даже не столько рядовые священники, сколько многие иерархи Церкви и люди из окружения самого великого князя Ивана III.
С. 91- Никольский Н.М. История русской церкви. М.,1988.
Преподобный Иосиф обвинял еретиков («Жидовин именем Схария… диаволов сосуд изучен всякого злодейства изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию же и астрологы», приехавший в 1471 году в Новгород и еще три других «жида» из Литвы, приехавшие вслед за Схарией, «прельстили» первых еретиков, попа Дениса и протопопа Алексия; «жиды» научили их «жидовству», велели втайне быть «жидами», а снаружи казаться христианами и превратили их в самых ревностных пропагандистов «жидовства».
ЕРЕРИКИ:
- опора при летоисчислении на иудейский ШЕСТОКРЫЛ (по иудейски на 750 лет меньше от сотворения мира, чем по христиански).
- Нельзя поклоняться кресту и иконам, так как они от рук человеческих (тезис иудаизма).
- Критика богочеловечества Иисуса Христа, его еретики считали пророком, подобным Моисею, но не равным отцу-богу (тезис иудаизма и ислама).
- Бог един, а не троичен (тезис раввинистического иудаизма, выдвинут в 12 веке испанским иудеем Маймонидом).
- Выступали против русского монашества.
- Отрицали загробную жизнь и Второе пришествие Иисуса Христа (тезис иудаизма).
Союзниками преподобного Иосифа Волоцкого были православные люди из окружения Софьи Палеолог, среди которых ведущую роль играли братья Юрий и Дмитрий Траханиоты.
Собор 1504 г. и ИВАН III полностью поддержали преподобного Иосифа Волоцкого.