Словари толкуют термин «азарт» просто — это эмоция, связанная с предвосхищением успеха в чём-либо. Не всегда, кстати, это предвосхищение хоть как-то соответствует реальному положению дел. Вспомните все эти хрестоматийные истории про то, как азартные игроки, скажем, в рулетку, проматывали дядюшкино состояние за выходные. Но мы тут все еще о собаках. Они, как правило, дядюшкины состояния не проматывают, хотя азарт — вовсе не чуждая им эмоция. И есть несколько проблем, связанных с песьим азартом, которые мы с вами сейчас и обсудим. А потом, как обычно, постараемся обратить склонность собак к азарту в свою пользу. Не зря же мы тут собрались нашим альфа-лидерским кругом доминаторов. Шучу, теория доминирования собак над людьми и людей над собаками по-прежнему нежизнеспособна.
Одна из проблем связана не с азартом, а с его отсутствием. Например, учили вы псицу выполнять команды за еду и научили таким образом, что без еды в вашей руке она и мизинцем пошевелить не готова. Получается уже не дрессировка, а вымогательство взяток.
А какой азарт в вымогательстве взяток? Ни азарта, ни надежды на собачью сознательность, потому что, если команда работает только при наличии еды в руке, это уже не команда, а бесполезный трюк — его не применишь в экстренной ситуации, когда псицу нужно отозвать с дороги или остановить на пути к компании подозрительных сородичей.
С другой стороны, очень азартное мероприятие, например, тянуть поводок. Судите сами: собака выходит на улицу, где куча всего интересного. Чтобы добраться до интересного, приходится тянуть. Иногда таким макаром получается добраться, например, до занятной какашки под кустом, а иногда мать никак не соглашается поддаться песьему сопротивлению, и какашка остается неисследованной. Ровно как с игровыми автоматами: мы совершаем одно и то же действие — кидаем монетку и жмем на кнопку. Или впрягаемся в поводок. А результат зависит от госпожи удачи (или от настроения песьей матери, что в общем одно и то же). И вот, если удача на вашей стороне, вы получаете приз — выигрываете деньги или доходите до интересной какашки под кустом.
Азарт питает гипотетическая возможность получить желаемое. И чем более непредсказуем результат, тем сильнее хочется жать на кнопку или тянуть поводок: вдруг в этот раз получится. Терять голову от азарта обязательно начнешь, если хоть раз в пятилетку удается получать, что хочется, в результате одних и тех же действий. Меня поймут собаки-любители жрать запрещенку с земли. А их хозяева, возможно, страшно удивятся. Чем чаще вы запрещаете собаке подбирать, отдергиваете ее от голубиного хлеба в последнюю минуту, вырываете из пасти подтухшую куриную ногу, тем веселее будет собаке на следующих прогулках эту запрещенку разыскивать и пытаться сожрать. Азарт всему виной, потому что иногда-то получается отобедать тухлятиной под кустом.
В общем, с азартом дело такое: он полезен, если речь идет о подкреплении нужных команд, и ужасно вреден, если подкрепление выдаем не мы с вами, а госпожа удача. Давайте разбираться, что с ним делать, с этим азартом, если он одновременно такой полезный и такой вредитель. Во-первых, придется признать его влияние на скорость песьего обучения. В справочниках по кинологии благотворное влияние азарта часто описывают словами «уходить от куска» и «переходить на вариативное подкрепление».
Это такой этап дрессировки, когда собака уже хорошо поняла, чего вы от нее хотите, а вы начинаете награждать ее куском не всякий раз, когда она выполнила команду.
Есть, конечно, здесь нюанс. Собаку изначально нужно учить командам не за взятку, а за возможность получить поощрение. В чем разница? Не стоит встраивать кусок в команду. Например, вы хотите, чтобы собака села по команде «сидеть». Сначала вы ей показываете, как нужно это сделать, куском прямо у носа. Это называется «наведение». Вы ведете песий нос куском и отдаете этот кусок, когда добились желаемого. Через несколько повторений пес поймет, чего вы добиваетесь, и будет садиться при каждом удобном случае, чтобы заработать еду. Тогда вы начинаете произносить слово «сидеть» перед тем, как собака садится. А кусок, наоборот, из схемы исключаете. То есть не машете им перед собачьим носом, не поднимаете у нее над головой, чтобы видела, что зарабатывает. А достаете, когда собака уже выполнила то, что вы с ней учили.
А когда навык уже работает в 9 случаях из 10 и даже при раздражителях, кусок можно доставать не всякий раз. Иногда можно ограничиваться и похвалой. Да и сами куски могут быть разной степени желанности. Сейчас — сушка московская, через раз — колбаса докторская, а в иных случаях вообще целая котлета в качестве джек-пота. Этот джек-пот и непредсказуемость его выдачи рождают нужный нам азарт. Кстати, вместо куска можно использовать новую игрушку, если пес любит играть. Или разрешение погнать голубей, если у собаки есть такое тайное увлечение. В общем, любая вечеринка-сюрприз подойдет. Главное, чтобы она принесла удовольствие и была нежданной.
Собака будет стремиться выполнить команду с большей увлеченностью, потому что не будет знать, что ей за это сегодня выдадут: скупое «молодец» или богатую котлету. Схема та же, что с подбором запрещенки на земле или с натянутым поводком: пытайся изо всех сил — однажды ты выиграешь приз. При правильном использовании азарта почти любой пес сможет так же увлеченно подходить по команде «ко мне», как он раньше поводок тянул.
А что же делать, чтобы азарт не только помогал, но и еще не мешал? Придется позаботиться о том, чтобы вариативное подкрепление не прилетало в собаку без вашего участия. Тут нам пригодится знание о том, что навыки, которые не подкрепляются, со временем угасают. А навыки, которые подкрепляются иногда, становятся все прочнее. И еще один момент: подкрепление — это не только то, что мы достаем из своего кармана и засовываем в собаку. Это вообще все, что приносит собаке удовольствие или, например, облегчение.
Собака, которая из-за страха разлуки поедает тапки всякий раз, пока вас нет дома, не перестанет это делать, потому что поедание тапок приносит ей облегчение — ее тревога в момент поедания тапка чуть уменьшается.
И так с подкреплением любого навыка. Навык искать еду на земле подкрепляется найденной едой. Навык тянуть поводок подкрепляется тем, что собака на натянутом поводке приходит, куда ей надо. Навык добывать тапок из комода подкрепляется облегчением, которое испытывает пес, пока его грызет. Подставьте любое действие, которое совершает собака. Цель этого действия и будет подкреплением. Наша задача не давать собаке возможности подкреплять навыки, которые мы считаем некомфортными для жизни. Но важно не просто не давать, а не давать никогда. В противном случае мы не добьемся ничего, кроме повышения песьего азарта и развития изобретательности.
Это сложная история, потому что люди обычно не обладают четкостью роботов. Они могут последовательно никуда не ходить за собакой на натянутом поводке, но однажды настроение будет ни к черту, погода дрянь и — гори ты, собака, вместе со своим натянутым поводком синим пламенем. В смысле — иди, куда хочешь, нет сил сегодня тебя дрессировать. На такой случай есть лайфхак со сменой амуниции. Например, на ошейнике вы собаке не даете ходить на натянутом поводке вообще никогда. Но если настроение плохое, погода дрянь и нет сил учить собаку — надевайте на нее шлейку, и пусть делает, что хочет.
Так у вас останется возможность добиться от собаки стабильно провисшего поводка хотя бы на одном виде амуниции. А от другого вида вы просто сможете отказаться навсегда.
С собирательством ништяков с земли, к сожалению, нет подобного лайфхака. Но есть другой. Называется «намордник». Я рекомендую именно с приучения к наморднику начинать работу по неподбору, потому что только он способен помочь избавиться от азартного собирательства. Если у собаки не получается сожрать голубиный хлеб, то есть поощрить себя за собирательство, в ста случаях из ста, она вскоре перестанет активно пытаться. А там уже можно и другие методы обучения подтягивать. И они начнут работать в условиях, когда подбирать с земли — больше не азартное занятие.
А азартными станут занятия типа приходить на подзыв, сидеть на выдержке или двигаться рядом у ноги. Потому что для собак на самом деле нет «плохих» и «хороших» навыков, а есть интересные и неинтересные. И примерно любой навык можно сделать интересным, если вовремя настроить азарт на максимум.
Фото grigorevanastasya, обработал Ренат Муртаев