Найти тему
Илья Варламов

В Магадан надо ехать за природой, закатами, крабиками, сопками и, конечно, за страшной историей этого места.

Признаюсь, когда я собирался в Магадан в 2020 году, ничего хорошего от города я не ждал. Ну вот какие у вас ассоциации? Холод, заключённые, какая-то окраина мира...

На самом деле Магадан оказался не так уж и плох! Прямо удивительно неплох! В городе очень много молодёжи, есть модные ресторанчики и кофейни, и вообще, несмотря на весь ужас, не создаётся впечатления умирающего захолустья. По атмосфере Магадан очень близок к Камчатке, где среди потрясающей природы человек построил ужасные города и посёлки, но в этих городах живут хорошие люди. В Магадан, как и на Камчатку, надо ехать за природой. За закатами, крабиками, сопками и, конечно, за страшной историей этого места.

Магадан – один из самых труднодоступных областных центров России. Во-первых, к нему не ведёт ни одна железная дорога. Была когда-то узкоколейка, но и та пригородная, её разобрали уже к концу 1950-х. Есть мнение, что произошло это из-за того, что железную дорогу переподчинили управлению автотранспорта. Но, скорее, к концу 50-х просто перестали массово использовать бесплатный труд зеков, и строительство железных дорог в Магаданской области и Якутии сразу стало нерентабельным.

Во-вторых, автомобильная дорога только одна (данные 2020 года). Жителю европейской части страны может казаться, что все эти дальневосточные города – Владивосток, Хабаровск, Благовещенск и т.д. – находятся недалеко друг от друга, но на самом деле между ними большие расстояния, а Магадан вообще стоит на отшибе, далеко к северу. И хотя Магаданская область в середине XX века была выделена из Хабаровского края, от Магадана до Хабаровска по прямой доехать невозможно: надо делать огромный крюк через Якутию, Амурскую область и Еврейскую автономную область (4160 км).

Из Магадана в Якутск ведёт легендарная трасса "Колыма". Казалось бы, всё прекрасно, Магадан не совсем отрезан от внешнего мира, но есть пара моментов. Дорога в основном грунтовая, а не асфальтированная, а через реки Алдан и Лена нет мостов, надо переправляться на паромах. Ничего страшного, зато в Крым мост построили! Магадан или, скажем, Сахалин могут и потерпеть.

01. Хорошо, что в Магадане есть аэропорт! Туда можно долететь прямым рейсом из Москвы, Новосибирска или Хабаровска. Кстати, Магадан является морским портом, но только грузовым. Регулярного пассажирского сообщения, насколько я понимаю, нет ни с Камчаткой, ни с Владивостоком, ни с Сахалином.

-2

Магадан – совсем небольшой город, который, к тому же, c 1991 года потерял почти 63 тысячи жителей, то есть больше 40% населения. Лишь в последние годы население стабилизировалось.

Судьба Магадана отчасти напоминает судьбу Воркуты.

Как и Воркута, он был построен в малопригодном для жизни районе ради добычи полезных ископаемых. Как и Воркуту, Магадан начинали строить зеки, и только их рабский труд сделал возможным само существование этого места. Как и Воркута, Магадан достиг своего расцвета в позднесоветский период и с тех пор теряет население. Главное различие я уже упомянул: если Воркута в ближайшие годы будет продолжать сжиматься, то Магадану удалось затормозить отток населения. Город вполне живой, и у него при наличии порта, нескольких крупных предприятий и даже своего вуза есть все шансы нормально развиваться.

Возникновение Магадана было обусловлено золотом. Не тем, которое было на него потрачено, а тем, которое СССР очень хотел добывать на Колыме. Колымским золотом грезила ещё царская власть, но руки (и ноги) дошли уже при Советском Союзе. Партия сказала "надо", и экспедиции это золото немедленно нашли, а заодно порекомендовали бухту Нагаева как идеальное место для строительства города и дороги.

Одновременно был проработан политически-идеологический аспект. Туземцам (если что, это не расизм, а официальная терминология тех лет), с которыми понаехавшим ради золота предстояло столкнуться в рамках освоения территории, надо было разъяснить, что такое советская власть и как охуенно при ней жить. А заодно, если получится, подарить им письменность, с помощью которой они могли бы эту власть всячески прославлять.

"В 1920–1930-х годах на Северо-Востоке СССР в соответствии с концепцией культурной революции создавалась сеть культбаз, передвижных «красных юрт, чумов и яранг» для просвещения местного населения и воспитания подрастающего поколения. Строительством культбаз и другими вопросами национальной политики ведала созданная в 1924 г. государственная организация – Комитет Севера при ВЦИК СССР с отделениями во многих регионах страны, в том числе и на Дальнем Востоке. В оборот были введены никогда ранее не употреблявшиеся термины, такие, как «туземное население», «тузрайон», «тузсовет» и т. п.".

"Википедия"

С этой целью в 1929 году на берегу бухты Нагаева была открыта Восточно-Эвенская культбаза, которая поначалу состояла из трёх жилых домов, школы, ветеринарного пункта, больницы, бани, здания интерната и других построек.

-3

Кстати, сама культбаза очень не понравилась туземцам, роль которых тогда исполняли эвены и, возможно, ительмены. Детей в советскую школу отдали единицы, а остальные пригрозили вооружённым восстанием. В 1931 году культбаза закрылась, но к тому времени возле бухты уже существовало два посёлка – Нагаево и Магадан, из которых и образовался будущий город.

-4

Пишут, что ранний Магадан был похож на большую деревню, где помимо деревянных домов были землянки, глинобитные хижины и даже большой "ситцевый" (то есть палаточный) городок. У этого городка была центральная улица, которой даже дали имя маршала Блюхера. Дело в том, что первыми массовыми поселенцами Магадана стали не зеки, а бывшие солдаты Особой Дальневосточной армии, которые в 1931 году были демобилизованы и отправлены на пароходе строить новый мир. Они-то и были основными обитателями ситцевых палаток.

Первая больница Восточно-Эвенской культбазы

-5

Впрочем, всего через год подоспели и зеки. Вскоре в Нагаево и Магадане началось строительство знакомых нам по Архангельску и другим городам деревянных бараков, а с середины 1930-х годов – и кирпичных жилых домов. Статус города Магадан получил в 1939-м.

11 ноября 1931 года Сталин подписал постановление "О Колыме", в соответствии с которым был создан трест "Дальстрой". У него было три основных задачи:

1. Использовать все возможности, способы, средства для немедленной и максимальной добычи золота в нынешнем и последующих годах, одновременно подготавляя базу для развертывания капитальных работ по нормальной эксплуатации районов.2. Форсировать работы по постройке дороги от бухты Нагаево до приисков, одновременно ведя изыскания и предварительные работы по трассе Якутия и Колыма.3. В приисковом районе создать промышленный культурный город, для чего распланировать его соответствующим образом с тем, чтобы на месте этого города уже теперь приступить к постройке домов, бань, школ, столовых, больниц, красных уголков, кино и т. д.

"Дальстрой" сначала был подчинён Совету труда и обороны СССР, но в 1938-м его передали в ведомство НКВД, что прямо говорит о характере труда, который использовали предприятия треста.

02. Это главная улица города, проспект Ленина. Местные говорят, что это самая длинная улица в мире. Не знаю, так ли это, но точно можно сказать, что эта улица одна из самых красивых в России.

-6

03.

-7

04. Проблема в том, что это чуть ли не единственная красивая улица. Шаг влево – начинаются какие-то рынки и унылые торговые комплексы. Шаг вправо – убогие серые панельки.

-8

05.

-9

06. От послевоенной сталинской поры осталось много величественных зданий. Ничего лучше тут так и не построили.

-10

07. Восторгаясь этими дворцами, нужно помнить, какой ценой они были построены, сколько человек положили свои жизни и здоровье ради этого чуда. Стоило оно того?

-11

08. Типичный дальневосточный пейзаж с сопкой и двором-парковкой.

-12

09.

-13

10. Безбарьерная среда

-14

11. Сегодня нет денег и возможности не то что строить что-то настолько величественное и масштабное, как послевоенные сталинки, но и просто поддерживать существующие здания в нормальном состоянии. Они медленно разваливаются и ветшают.

-15

12.

-16

13. Это жилой дом, но крыльцу конец.

-17

14. Думаю, его с 1950-х так ни разу и не ремонтировали.

-18

15. Вид на бухту Нагаева. Вот отсюда и начинался Магадан.

-19

16. На берегу океана очень хочется увидеть аккуратные домики, как в Норвегии. Но в Магадане выбор невелик. Либо покосившиеся деревяшки, либо убогие панельки. Как вообще до этих мест добрались панельки? Почему нельзя было строить что-то более гуманное?

-20

17. Как и в случае с Владивостоком, рельеф делает город живописным, но панельки пытаются убить всю красоту.

-21

18. Особенности дальневосточной парковки. Мало того что запарковали тротуар, так ещё и какой-то умник решил въехать в подъезд.

-22

19. Красивый и удобный двор по версии магаданцев. Чем-то Мурманск напомнило.

-23

20. Удивительно, но в Магадане появляются неплохие примеры благоустройства. Вот нарисовали потрясающего кита на одном из домов.

-24

21. Вот так выглядит тут новая остановка. Симпатичная, но немного странно ставить продуваемую всеми ветрами остановку в городе, где среднегодовая температура -2,7 градуса и где в году только 5 относительно тёплых месяцев.

-25

22. А это парк на берегу океана. Я про него уже писал как-то. Смотрится на первый взгляд очень неплохо.

-26

23.

-27

24.

-28

25. Дорогое оборудование, видно, что денег не пожалели. Но, с другой стороны, сделано всё очень бестолково.

-29

26. С рельефом можно было бы поработать лучше. Про зиму вообще не подумали. Почему бы не продумать горки для детей? Все катаются по газонам, портя благоустройство.

-30

27. А это памятник Высоцкому. Он стоит, кстати, на знаменитой магаданской плитке. Сам памятник какой-то... назовём его скромным. Например, голова медная, хорошая, а вот тело сделано явно другим скульптором, из другого металла, уже покрашенного.

-31

Эта плитка – один из символов Магадана, её начали укладывать в городе с начала 60-х. Несколько лет назад мэр города Юрий Гришан придумал собрать уцелевшую плитку по всему городу и выложить ею тротуары на улице Коммуны.

-32

28. В Магадане есть очень неплохие скульптуры. Косатка просто невероятная. Суперлайк!

-33

29. Ну и особенно удался мамонт из металлолома. Композиция называется "Время", её автор – местный скульптор Юрий Руденко.

-34

30. А это, пожалуй, самый известный символ Магадана, хоть он и был создан только в 1996 году. Это мемориал "Маска скорби", посвящённый жертвам политических репрессий. Его авторы – Эрнст Неизвестный (скульптор) и Камиль Казаев (архитектор). Ещё одна "Маска скорби" есть в Екатеринбурге, а вот третью вершину "Треугольника скорби", в Воркуте, так и не построили.

-35

В апреле 1932-го для обеспечения работ "Дальстроя" был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг, или СВИТЛ), и в бухту Нагаево потянулись корабли с заключёнными. Если в 1932 году их насчитывалось 9928 человек, то в 1940-м – уже 176 685 человек. Наряду с узниками лагерей на Колыме трудились вольнонаёмные, но их почти всегда было намного меньше. Только к концу 40-х количество вольнонаёмных превысило число зеков, но их свобода тоже была весьма условной.

Например, в 1948 году на всех предприятиях и в учреждениях "Дальстроя" работали 219 392 человека. Из них вольнонаёмных – 85 041 человек (в том числе 601 ссыльный и 47 960 бывших заключённых), спецпоселенцев – 29 523, заключённых – 104 828 человек, или 47,8%. То есть деятельность "Дальстроя" обеспечивали либо зеки, либо бывшие зеки, которым некуда было податься, либо ссыльные, у которых не было иного выбора. "Нет, уж лучше вы к нам!"

Все эти люди не только строили города и посёлки, дороги и шахты, но и добывали полезные ископаемые, прежде всего золото и олово, а также другие металлы (включая уран) и уголь.

До 1957 года, когда был ликвидирован "Дальстрой", через лагеря Колымы прошли около 800 тысяч человек, из которых погибли, по разным оценкам, от 125 до 150 тысяч человек. Например, к лету 1951 года в архивах Управления Севвостлага насчитывалось 501 271 дело заключённых, в том числе 125 316 – на умерших. По данным УФСИН по Магаданской области, с 1932 по 1953 годы было расстреляно около 10 тысяч человек. Большинство же погибло от тяжёлого труда, болезней и истощения. Об особенностях существования в Севвостлаге писал, например, Варлам Шаламов в своих "Колымских рассказах".

Бывший начальник политуправления "Дальстроя" И.К.Сидоров:

В 1938 г. Сталин пригласил представителей «Дальстроя» в Кремль для вручения наград за перевыполнение плана добычи золота. Начальники приисков Виноградов, Анисимов и Ольшанский позже рассказывали, что затем Сталин вызвался побеседовать с ними. Он спросил: «Как на Севере работают заключенные?» — «Живут в крайне тяжелых условиях, питаются плохо, а трудятся на тяжелейших работах. Многие умирают. Трупы складывают штабелями, как дрова, до весны. Взрывчатки не хватает для рытья могил в вечной мерзлоте», — ответили ему. Сталин усмехнулся: «Складывают, как дрова… А знаете, чем больше будет подыхать врагов народа, тем лучше для нас».

Кстати, золото на Колыме добывают до сих пор, в общей сложности этим занимаются 22 компании. В 2020 году в Магаданской области надеются побить прошлогодний рекорд и добыть 47,5 тонны золота. Серебра в регионе добывается примерно в 9-10 раз больше.

Лагерное наследие в Магаданское области тоже осталось – один СИЗО, две ИК и одна колония-поселение.

31. Моднейшее кафе dacha с отличным кофе!

-36

32. Бухта

-37

33. Не, ну красиво!

-38

34. Что может быть лучше зимних пляжей?

-39

35. Кайф!

-40

36. Некоторые из этих построек ещё используются.

-41

37. Кладбище полицейских автомобилей на месте первого лагеря

-42

38.

-43

39. Если нельзя разобрать на запчасти, то странно, что хотя бы на металлолом не сдали.

-44

40. А это один из магаданских энтузиастов воссоздал забор и лагерную вышку. Очень хорошо. Государство по какой-то причине стыдится истории. Мне кажется, важно признать ошибки и увековечить память замученных тут людей.

-45

41. Когда я приезжал в Магадан в 2020, там регулярно происходили нападения бродячих собак на людей. Эту проблему мэрия не могла решить уже много лет. Собаки спокойно бродят по городу стаями и кидаются на детей и взрослых, но мэр был уверен, что дети сами к ним "лезут". А виноваты в нападениях родители, которые отпускают детей гулять. Какая-то странная логика, если честно.

-46

42. Это один из первых лагерных бараков. Сейчас заброшен.

-47

43. Вопрос: на каком автобусе катаются самые чёткие пацаны? Ответ: на 6-м, потому что его расписание можно прочитать, только сидя на кортах.

-48

44. Магадану срочно нужен дизайн-код, чтобы не испоганить то хорошее, что есть в городе.

-49

45. Ещё в Магадане не умеют делать контейнерные площадки. Кстати, такие вот баки зачастую и привлекают бродячих собак во дворы.

-50

46. В начале нулевых на площадь перед администрацией области решили воткнуть огромный храм высотой 71 метр.

-51

47. Строительство Троицкого собора было завершено в 2008 году. Это не просто храм, а одновременно памятник жертвам политических репрессий. Видимо, "Маска скорби" православным не понравилась.

-52

48. Напоследок немного суровой магаданской красоты!

-53

49.

-54

50.

-55

51.

-56

52. Весь пляж покрыт глыбами разбитого льда.

-57

53.

-58

54.

-59

55.

-60

56.

-61

57.

-62

Были в Магадане? Как вам город?