Найти в Дзене
СовКино

Зачем герои советских фильмов часто сами смотрят кино

Совсем недавно я писала про то, что фильм Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания" не так прост как кажется, и что один из эпизодов этого доброго, семейного и вроде как детского кино содержит зловещий намёк (ссылку на тот обзор оставлю внизу).

Создатели советского кино вообще обожали отсылки такого рода -- когда герои фильма смотрят по телевизору или в кинотеатре какой-то другой фильм, так или иначе связанный с действием, за которым мы следим.

Например.

1. Любовь и голуби.

Кадр из фильма "Любовь и голуби"
Кадр из фильма "Любовь и голуби"

В этой картине режиссёра Владимира Меньшова есть один эпизод: покаянный Василий, убежавший от Раисы Захаровны обратно в семью, но изгнанный женой вон, под покровом ночи прокрадывается к дому и заглядывает в окно. Видит благостную картину -- члены его семьи смотрят телевизор, по звукам понятно, что идёт другой фильм Меньшова -- "Москва слезам не верит". И звучат слова главной героини, которые она адресует мужчине, много лет назад бросившему ее беременной: "А ты не грусти, в 40 лет жизнь только начинается..."

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"
Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

И мы понимаем, что это же относится и к Василию с его Надюхой -- всё ещё у этой пары будет!.. Жизнь начинается заново!

2. Вас ожидает гражданка Никанорова.

Кадр из фильма "Вас ожидает гражданка Никанорова"
Кадр из фильма "Вас ожидает гражданка Никанорова"

Екатерина Никанорова (Наталья Гундарева), жительница обыкновенной российской глубинки, всю свою жизнь ждала принца. Иногда, как ей казалось, она его встречала и сходу же влюблялась. Роняя тапки, гражданка Никанорова бежала за любым мужчиной, оказавшим ей хоть мало-мальские знаки внимания. Она изводила, душила своих жертв и те, ожидаемо, такого любовного терроризма долго не выдерживали и спасались бегством. Екатерина же пускалась в свежие поиски, и так по кругу.

В какой-то момент мы наблюдаем сцену -- Никанорова со своим новым ухажером, ветеринаром Павлом Дежкиным (Борислав Брондуков) отправляются в кино, где смотрят картину "Еще раз про любовь" (1968) режиссёра Георгия Натансона. И как раз происходит сцена, в которой главная героиня (Татьяна Доронина) безостановочно признается своему мужчине в любви. Повторяет и повторяет на разные лады: "я люблю тебя... я тебя люблю...", а потом спрашивает его: "ты меня любишь?" и получает в ответ сухое: "да". С другой стороны, а что он мог ещё ей ответить? Дело-то в постели происходит...

Кадр из фильма "Еще раз про любовь"
Кадр из фильма "Еще раз про любовь"

И вот мне кажется, что в этом отрывке присутствует чёткий посыл героине Гундаревой -- успокойся, отцепись от этих мужиков со своей назойливой любовью, дай им прийти в себя... И тогда, может быть, у кого-то из них появится возможность ответить тебе взаимностью...

3. Ирония судьбы, или С лёгким паром!..

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"
Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"

Известно ли вам, что Эльдар Рязанов на роль несчастного Ипполита планировал пригласить Андрея Миронова?

Актёру этот персонаж совсем не пришёлся по душе -- нудный, неудачливый, неуместный... Тогда режиссёр предложил Миронову главную роль -- Жени Лукашина. В образе Надежды Шевелевой он при этом видел лишь Людмилу Гурченко (вот это была бы "Ирония судьбы...", могу себе представить!)

Пробы показали, что идея эта довольно дикая -- сразу стало понятно, что оба актёра будут ассоциироваться у зрителя с песнями, танцами, водевилями и всяческими ужимками, ну какие из них врач и учительница!..

Но Миронов и Гурченко всё же проникли в картину! Помните эпизод, когда Ипполит включает телевизор в ожидании переодевающейся Нади? А там как раз идёт "Соломенная шляпка" (1974) режиссёра Леонида Квинихидзе и задорно скачут именно Андрей Миронов и Людмила Гурченко...

По телевизору -- "Соломенная шляпка"
По телевизору -- "Соломенная шляпка"

4. Покровские ворота.

События этого фильма, в основном, происходят в конце 50-х годов прошлого века. Тогда телевизоры считались великой редкостью и для немногих своих счастливых обладателей были чуть ли не членами семьи. Поэтому не мудрено, что Алиса Витальевна, тётка Костика, главного героя картины (Олег Меньшиков), в исполнении великолепной Софьи Пилявской, все свое свободное время проводит у экрана.

Кадр из фильма "Покровские ворота"
Кадр из фильма "Покровские ворота"

В одной из сцен мы наблюдаем, что женщина с интересом следит за событиями какого-то фильма. Оказывается, Михаил Козаков, режиссёр "Покровских ворот", шутки ради, внедрил в этот эпизод кадры картины режиссёра Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" (1956). В чем же шутка, спросите вы... А в том, что фильм Ромма был дебютным для самого Козакова, к тому же, он исполнил там главную роль!..

Кадр из фильма "Убийство на улице Данте". Молодой Михаил Козаков.
Кадр из фильма "Убийство на улице Данте". Молодой Михаил Козаков.

5. Место встречи изменить нельзя.

Вспомните момент, где Шарапов (Владимир Конкин), зная, что за ним хвостом следует Промокашка (Иван Бортник), звонит мифической Лёле (на самом деле Жеглову) и, посреди конспиративного разговора, сообщает, что "в кинишку намылился". А затем и действительно идёт в кино. Его неотступный "хвост" следует за ним.

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"

И там оба смотрят фильм "Новые похождения Швейка" (1943, режиссёр Сергей Юткевич). Это комедия, военная сатира, являющаяся вроде как продолжением всем хорошо известного и великого романа Гашека, но действие которой происходило во время Второй мировой войны, была очень популярна в военные и послевоенные годы... Фильм незатейливый и довольно наивный, но снимались в нём первоклассные актёры -- Фаина Раневская, Сергей Мартинсон, Сергей Филиппов, Борис Тенин...

Борис Тенин и Фаина Раневская в фильме "Новые похождения Швейка"
Борис Тенин и Фаина Раневская в фильме "Новые похождения Швейка"

Примечательно, что в романе братьев Вайнеров "Эра милосердия", по которому был снят "Место встречи...", Шарапов (и преследующий его Промокашка) смотрят "Светлый путь" (1940, режиссёр Григорий Александров)...

"Любовь и голуби": критический разбор персонажей культовой картины

Какой зловещий намек присутствовал в одном из эпизодов фильма "Мэри Поппинс, до свидания"

Маргарита Хоботова: самая роковая женщина советского кинематографа

Сова надеется на ваши ❤️❤️❤️ и подписки, потому что эта птица старается находить для вас интересные факты и слова, чтобы написать о них. Спасибо, что дочитали до конца.