- Работа призера Всероссийского конкурса проектных работ "Без срока давности" ( номинация "Военная кинохроника и отечественный кинематограф послевоенных лет" - Кручинина Матвея 9 " А " класс МОУ СОШ № 24 Г. о. Подольск.
- Специальная диверсионная школа для детей «Гемфурт».
- Школа подготовки подростков-диверсантов в м. Гемфурт близ г. Касселя была организована в июле 1943 г. АК-203 (Абверкоманда-203) и именовалась «Зондеркоманда «Гемфурт»». Начальником школы был унтер-офицер Шимек. Школа вербовала 13—17-летних агентов обоего пола ( девочек с 1944 года) из детских домов Орши и Смоленска. Ребят вербовали, объясняя им, что они вступают в «Русскую Освободительную Армия» (РОА) – антисоветское военное формирование, созданное в Германии из числа изменивших присяге советских военнопленных. Девочкам объясняли, что из них подготовят медсестер. Завербованных направляли в деревню Сметово под Оршей, затем вывозили в Германию. Вербовка агентов производилась Шимеком и военнопленными, из военной части, располагавшейся в деревне Сметово. После прибытия в школу и предварительной обработки профессиональными психологами, юным диверсантам объявляли их истинные задачи. Отказаться было невозможно. В школе одновременно обучались 25–75 человек. Срок обучения — 1–2 месяца, некоторые воспитанники обучались 6 месяцев и более. Подросткам преподавали методику совершения диверсий, обучали пользованию специальными средствами, в школе также велись занятия по строевой и физической подготовке. Заброска подростков-диверсантов производилась АК-203 самолетами со Смоленского и Минского аэродромов. Агенты забрасывались парами в гражданской одежде и без документов. В советском тылу подростки должны были выдавать себя за потерявших родителей сирот. Диверсанты снабжались взрывными устройствами, закамуфлированными под куски каменного угля, и получали задание по совершению диверсий на железных дорогах, питающих центральный участок фронта.
Работа призера Всероссийского конкурса проектных работ "Без срока давности" ( номинация "Военная кинохроника и отечественный кинематограф послевоенных лет" - Кручинина Матвея 9 " А " класс МОУ СОШ № 24 Г. о. Подольск.
Специальная диверсионная школа для детей «Гемфурт».
Школа подготовки подростков-диверсантов в м. Гемфурт близ г. Касселя была организована в июле 1943 г. АК-203 (Абверкоманда-203) и именовалась «Зондеркоманда «Гемфурт»». Начальником школы был унтер-офицер Шимек.
Школа вербовала 13—17-летних агентов обоего пола ( девочек с 1944 года) из детских домов Орши и Смоленска. Ребят вербовали, объясняя им, что они вступают в «Русскую Освободительную Армия» (РОА) – антисоветское военное формирование, созданное в Германии из числа изменивших присяге советских военнопленных. Девочкам объясняли, что из них подготовят медсестер. Завербованных направляли в деревню Сметово под Оршей, затем вывозили в Германию. Вербовка агентов производилась Шимеком и военнопленными, из военной части, располагавшейся в деревне Сметово. После прибытия в школу и предварительной обработки профессиональными психологами, юным диверсантам объявляли их истинные задачи. Отказаться было невозможно.
В школе одновременно обучались 25–75 человек. Срок обучения — 1–2 месяца, некоторые воспитанники обучались 6 месяцев и более.
Подросткам преподавали методику совершения диверсий, обучали пользованию специальными средствами, в школе также велись занятия по строевой и физической подготовке.
Заброска подростков-диверсантов производилась АК-203 самолетами со Смоленского и Минского аэродромов. Агенты забрасывались парами в гражданской одежде и без документов. В советском тылу подростки должны были выдавать себя за потерявших родителей сирот.
Диверсанты снабжались взрывными устройствами, закамуфлированными под куски каменного угля, и получали задание по совершению диверсий на железных дорогах, питающих центральный участок фронта.
Случай в Павловске.
1 сентября 1943г. в Управление контрразведки «Смерш» Брянского фронта явились два подростка: Крутиков Михаил, 15 лет, уроженец г. Борисова БССР, русский, образование 3 класса, и Маренков Петр, 13 лет, уроженец Смоленской области, русский, образование 3 класса.
Оба подростка рассказали, что их забросили с аэродрома, находящегося в Орше, в район города Павловска для выполнения задания немецкого командования, а именно: проникнуть на любую железнодорожную станцию и незаметно подбросить в штабель угля, из которого паровозы заправляются топливом, по три куса взрывчатки, закамуфлированной под обычный каменный уголь.
После выполнения задачи они должны были перейти через линию фронта и доложить о выполнении.
Также мальчишки признались, что немцы, кроме них забросили с подобным заданием ещё двадцать девять диверсантов, и теперь они действуют в различных населенных пунктах страны.
У Кругликова и Маренкова при себе было по три куска взрывчатки, также сумки с продуктами и деньги, по четыреста рублей.
На подростках были потрепанные, грязные вещи, старые, рваные гимнастерки, в общем, на вид казались просто беспризорниками.
Чтобы вернуться обратно в школу, у них при себе был письменный пароль, зашитый в полу брюк.
Когда комиссар Мехлис доложил об этом инциденте Сталину, то услышал медленный, с акцентом голос: «Значит, арестовали! Кого? Детей! Им учиться надо, а не в тюрьме сидеть. Выучатся — порушенное хозяйство будут восстанавливать. Соберите их всех и отправьте в ремесленное училище. А об опасности нашим коммуникациям доложить в ГКО».
Официальные источники «СМЕРШ» писали, что все 29 детей отказались выполнить это задание, однако контрразведка на будущее разослал всем своим органам ориентировку в которой инструктировало относительно подростков и детей, находящихся в районах железнодорожных станций.
Художественные фильмы о детях – диверсантах.
«Сволочи».
Тематике «дети диверсанты» в годы Великой Отечественной войны посвящено несколько кинофильмов. Большую известность получил фильм «Сволочи» режиссера А.Атанесяна. Сценарий создан по мотивам одноименной повести, автора Владимира Кунина. Премьера, якобы основанного на реальных событиях фильма, состоялась в 2006 году.
В фильме рассказывается о том, что 1943 году в СССР было решено организовать секретную базу в горах в Казахстане, где из юных беспризорников - уголовников будут готовить специальные группы, которые должны станут выполнять самые сложные задания. В этот лагерь доставляют первую партию малолетних преступников. Начинается подготовка будущих агентов, которым предстоит внести свой вклад в борьбу с фашизмом, пусть даже никто из них на это своего согласия и не давал. Во время подготовки гибнет один из учеников спецшколы, а виновного в этом убивают без суда и следствия. По окончанию подготовки первая группа отправляется в тыл фашистов выполнять задание с которого невозможно вернуться. В живых, по счастливой случайности, остаются только двое – главные герои фильма.
Возникает вопрос: «Существовали ли в действительности такие школы в СССР»?
В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», в Центр общественных связей Федеральной службы безопасности России (ЦОС ФСБ России) стали поступать обращения от ветеранской общественности и представителей средств массовой информации о соответствии фильма исторической действительности. Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичной фильма и повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
«В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия)» [4]
В фильме и книге все поставлено с ног на голову: черное стало белым, а белое – черным. Как уже было сказано, фактов подготовки детей – диверсантов в СССР из малолетних преступников нет. Но в нем есть доля правды, но она совсем другая. В сюжете представлены две взрослые роли – чекистов: один злой, другой добрый. Первый, начальник школы Вишневецкий, приказывает расстрелять подростка, виновного в гибели другого диверсанта. Второй, старшина школы дядя Паша, подкармливает яблоками и ведет беседы с диверсантами. Эти два образа имеют исторические прототипы, только за линией фронта, в спецшколе АК-203: военнопленные, перешедшие на сторону врага: Юрий Евтухович (обер-лейтенант германской армии) и Николай Горохов. В 1943 году они обучали детей в школе диверсантов бороться с Красной Армией. Горохов, подобно героям «Сволочей», набирал в школу сирот. Бросал над толпой мальчишек пачки табака и выбирал самых проворных. Юрий Евтухович -бывший педагог, руководитель скаутов (согласно некоторым источникам), умел находить контакт с детьми.
Имеет место в истории сцена в фильме, где во время пробных парашютных прыжков погибает подросток из-за того, что другой подросток по кличке «Студебеккер», намеренно испортил парашют, в следствии чего он не раскрылся. Частично так и было в Вальдеке, недалеко от Касселя, готовилась детская диверсионная группа, во время пробных прыжков с парашютом, таким же образом, как представлено в фильме, немцы устраняют подозрительного своим непокорным поведением ученика спецшколы.
Фильм снят качественно. Сюжет развивается динамично, актерская игра заставляет верить в то, что так все и было на самом деле.
«Кукушкины дети».
В 1991 году выходит фильм «Кукушкины дети» режиссера А.Мороза.
В фильме показан отбор детей в спецшколу, система занятий там, специальная подготовка, система психологической обработки: наказания, устрашения (показательная казнь подростка – еврея) и поощрения. Подростки ходят в немецкой военной форме и являются солдатами Русской освободительной армии ( РОА – власовцы), что соответствует действительности. Среди подростков есть и те, кто готов верой и правдой служить Германии , мстить за своих репрессированных родителей.
После переброски за линию фронта, группа подростков - диверсантов отказываются совершать диверсии на Родине. Главный герой сдаётся органам НКВД, но его встречают и допрашивают как предателя. После допроса советский контрразведчик обещает «вернуть» его к его репрессированным родителям.
В конце фильма юные диверсанты пытаются вернуться на Родину на самолете, но его сбивает советская зенитная артиллерия.
Дети показаны как бы никому не нужными, застрявшими между Германской и Советской стороной. На самом деле, сдавшиеся дети-диверсанты аресту не подвергались и не репрессировались.
«Петю (Маренкова) усыновил Василий Степанович и взял с собой на новый фронт. Но, к несчастью, они как-то по свежевыпавшему снегу ехали на «Виллисе», наскочили на мину и погибли. Похоронили мы их обоих на братском кладбище».[5]
После войны они становились уважаемыми советскими гражданами. Дмитрий Репухов (автор книги «Диверсия не состоялась»), в 13 лет нацисты готовили его для совершения диверсии, он добровольно пришел в СМЕРШ. Окончил институт и руководил в Свердловске строительным трестом.
Владимир Пучков, обучался в спецшколе вместе с Репуховым Дмитрием, сдался контрразведке, представившись немецким диверсантом, по окончании по следствия СМЕРШ вернулся домой к семье, в Москву.
Фильм можно посмотреть в интернете только в записи телевизионного канала (в хорошем качестве посмотреть фильм не удалось), ощущения от просмотра смазанные. Актеры играют хорошо.
«Родина или смерть!»
В 2007 году выходит фильм «Родина или смерть» режиссера А. Криницыной. Режиссер позиционировала свою ленту как «антисволочи», представляя как наиболее похожую на документальную основу картину.
Осенью 1942 года в прифронтовом районе происходит крупная железнодорожная диверсия: подрыв советского воинского эшелона, везущего на фронт технику и бойцов. Расследование события НКВД и военной контрразведкой дает свои результаты: задержаны подростки, которые признаются, что они диверсанты. От них становится известно, что в прифронтовой район через лесную болотистую местность переброшена группа подростков–диверсантов из германского диверсионного лагеря, созданного фашистами на оккупированной территории. Лагерь создан из воспитанников детского дома для детей врагов народа, не успевшего эвакуироваться. Фашисты посчитали, что лишенных родителей детей, пострадавших от Советской власти, можно легко использовать для свершения различных диверсий. Тем более, что среди них есть желающие отомстить.
В сюжете происходит зеркальная от фильма «Сволочи» ситуация: нацистское руководство создаёт детскую школу диверсантов. Советских детей подвергают идеологической и психологической обработке, затем переправляют через фронт для совершения диверсий. НКВД и военная контрразведка и пытается ликвидировать школу диверсантов, но немецкое руководство разочаровано тем, что один из воспитанников устраивает диверсию во время награждения отличившихся солдат Вермахта.
Вместо ликвидации лагеря подготовки диверсантов разведчики принимают решение спасти детей. Разведчики врываются в лагерь перед казнью, вступают в бой с врагом, (большинство из них гибнет) спасают от гибели Даньку и многих других детей, обречённых фашистами на смерть. Вместе с уцелевшими разведчиками спасённые подростки организуют в тылу гитлеровцев партизанский отряд.
В фильме множество исторических неточностей: заброс детей – диверсантов происходил в 1943 году, девочек стали вербовать и обучать только в 1944 году. Зная о диверсионной школе советское командование принимало усилия не по ликвидации детей, а по их освобождению.
Впечатление от просмотра фильма неоднозначное: игра актеров вызывает ощущение наигранности, особенно, постоянно кричащая, лейтенант НКВД, работа операторов и монтаж мне не понравилась.
Был проведен очный и телефонный опрос 40 респондентов. 20 девушек и 20 юношей в возрасте от 14 до 16 лет из 8-10 классов обучающихся в МОУ СОШ № 24 Городского округа Подольск и моих знакомых в социальных сетях. Фильм «Сволочи» смотрело 3 респондента ( 7,5 % опрошенных) , фильм «Родина или смерть» смотрел 1 респондент( 2,5 % опрошенных), фильм «Кукушкины дети» ни один респондент не смотрел ( 0 % опрошенных). На основе полученных данных провести полноценное исследование (с учетом статистической погрешности) не возможно.
На основе опроса можно сделать вывод, что подростки от 14 до 16 лет отечественные фильмы по теме «Дети - диверсанты во время Великой Отечественной войны» не смотрели и ей не интересовались.
Заключение.
В процессе работы были изучены материалы деятельности школы подготовки подростков-диверсантов в м. Гемфурт близ г. Касселя (Абверкоманда-203), которая именовалась «Зондеркоманда «Гемфурт»».
В результате просмотра фильмов и сравнения их с реальными историческими событиями возникли подозрения. Что режиссеры взяли только за основу (сюжетную линию) подлинные события, а остальное стало их режиссерским видением событий тех лет. В фильме «Сволочи» присутствуют явные элементы фальсификации истории, которые могут принести вред, так как подростки, которые будут смотреть фильм примут показанное на экране за реальные исторические события.
Проведенный опрос среди молодежи и подростков от 14 до 16 лет о знании фильмов посвященных детям – диверсантам показал, что они не смотрели и темой не интересовались, а если смотрели, то считают все показанное на экране правдой. На основе материалов работы можно утверждать, что историческая точность показа событий Великой Отечественной войны в художественных фильмах важна для недопущения фальсификации истории.
Литература и источники.
1) Медаль за бой, медаль за труд. М., «Молодая гвардия» , 1970. Стр. 91-106
2) https://kursk--izvestia-ru.turbopages.org/kursk-izvestia.ru/s/news/15960
3) https://vad--nes-livejournal-com.turbopages.org/vad-nes.livejournal.com/s/279229.html
4) https://zen.yandex.ru/media/polkovodec/proniknut-na-stanciiu-i-podbrosit-v-shtabel-uglia-vzryvchatku-deti-i-podrostkidiversanty-na-slujbe-abvera-5f67bdf4b142594c53f68769
5) https://www.m24.ru/articles/deti/26042014/43216
7) https://ussr-lib.com/pochitat/zametki/k-chemu-gitlerovtsyi-gotovili-sovetskih-detey-diversantov/
8) https://zen.yandex.ru/media/proarm/folksshturm44-i-vykrutasy-nemeckoi-propagandy-5f71bb636e33974a01f5e2fa
9) https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightschild_protocol1.shtml
10) https://psychologyman.ru/ponyatie/vizual/
11) https://nomad.su/?a=15-200602020104
12) https://www.litmir.me/br/?b=717119&p=4