Найти в Дзене

АЛЕКСАНДР ЧЕРНЯЕВ «К ПРАВНУКАМ И ОБРАТНО» М. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1978 окончание

Ретрофутуризм. Изображение взято из открытых источников
Ретрофутуризм. Изображение взято из открытых источников

Метнувшись в сторону, гимназист Наумович подскочил к павильону ФЛИП, схватил первый попавшийся ранец, надел его и взмыл в вечереющее московское небо. В спешке, он не успел придумать, куда лететь, главное затеряться среди других порхающих москвичей. Поднявшись туда, где их было больше всего, Коля оглянулся и похолодел. Даже в толпе летунов он не мог не узнать Толстого и Тонкого. Иностранные бандиты его, похоже, пока не замечали, потому что неспешно поднимались по спирали, присматриваясь к другим авиаторам-любителям.

Путешественник во Времени не стал дожидаться, когда бандиты к нему приблизятся и потихоньку направился в сторону центра Москвы. Ему пришло в голову, что будет лучше всего спрятать цереброскоп у себя дома. Кем бы ни были эти два иностранца, вряд ли они догадаются искать его сто лет тому назад. Увы, гимназист Наумович недооценивал своих преследователей.

Когда он, повинуясь наитию, прошептал свое имя и место учебы на ухо самонадеянному глупцу Алику, кроме этого ротозея его услышал Тонкий, обладающий нечеловечески острым слухом. Не знал Коля и того, что эта парочка — опасные межпланетные пираты мистер Рэт и Хью Морис. Они узнали о цереброскопе из телегазет, и тайком прибыли в Москву, чтобы похитить ценный прибор у Алика Уткина. Вмешательство неизвестного мальчишки смешало им карты, и теперь пираты были готовы на все, лишь бы завладеть цереброскопом.

А может и хорошо, что пришелец из прошлого этого не знал, ему было бы гораздо страшнее, чем сейчас. Сейчас Колю занимала задача, как ему сориентироваться в воздухе над изменившейся до неузнаваемости Москвой. Можно было бы подняться повыше и по кремлевским башням определить направление, но солнце садилось и город озарился огнями, в сиянии которых было легко потеряться. Будь гимназист более опытным авиатором-любителем, он бы знал, что для граждан, использующих аппараты ФЛИП, предусмотрена особая система сигнализации, позволяющая отыскать путь даже среди ночных огней.

Поэтому, покрутившись на одном месте, он все-таки полетел наугад. Пираты заметили его эволюции и догадались, кто этот неуверенный в себе летун. И бросились в погоню. Они почти настигли Колю, заходя справа и слева. Более проворный мистер Рэт протянул было длинные лапы, чтобы выхватить у нахального мальчишки коробку с цереброскопом, но гимназист резко спикировал вниз. Он понесся над руслом Москвы-реки, почти касаясь ее глади подошвами ботинок. Пираты устремились было за ним, но толстый Хью Морис не учел, что более массивное тело менее маневренно и со всего маху врезался в воду.

Ликующий гимназист сделал круг, любуясь как порхающий Тонкий пытается вытащить из реки барахтающегося Толстого и продолжил путь. И тут случилось, что-то странное. Крылья ранца махали все слабее и слабее, вынуждая юного летуна снижаться. Он не знал, что когда в батареях аппарата иссякает энергия, тот автоматически идет на посадку и потому боролся с заупрямившимся механизмом, как мог. Кончилось тем, что ФЛИП опустил его рядом с воротами, на которых светились большие буквы МАЗОО. Это был вход в Московский астрозоосад, куда днем привезли венерианское чудовище.

Сняв с себя крылатый ранец и повесив его на вешалку в павильон, Коля решил спросить у кого-нибудь дорогу к Институту изучения прошлого. Окликнул какую-то девочку, та охотно принялась ему объяснять на каком транспорте лучше всего ему добраться до этого самого Института, но гость из ХХ века мало, что понял. Дабы скрыть свое смущение, он спросил незнакомку куда она сама направляется и получил ответ, что все уважающие себя люди сегодня вечером идут в МАЗОО, ибо там будет необыкновенное представление, а не тащатся к учреждению, которое уже все равно закрыто. Юный Путешественник во Времени понял, что опять попал впросак.

Если Институт изучения прошлого закрыт на ночь, внутрь ему не попасть. И придется, видимо, ночевать на улице. О том, что родители его, наверное, уже сходят с ума, телефонируют в полицейский участок, умоляя разыскать пропавшего сына, он старался не думать. Дабы скоротать время, гимназист направился вместе с большой толпой посетителей в ворота астрозоосада. Вход оказался свободным, а за воротами его ждали такие чудеса, что он забыл обо всем на свете. Оказывается под малопонятной вывеской МАЗОО скрывался зоологический сад, в котором содержались животные, вывезенные с других планет. Разинув рот, бродил гость из прошлого между клеткам, вольерами и аквариумами, в которых сидели, метались из стороны в сторону, порхали или плавали существа не похожие ни на одно земное.

Тем временем, основная часть посетителей устремлялась к большой площади посредине астрозоосада, где как раз и начиналось представление о котором говорила незнакомка. Коле тоже стало любопытно. Он занял свободное место в амфитеатре, полукольцом окружавшем круглую площадку. Загремела музыка и на площадку вышел человек во фраке и цилиндре. Он объявил, что сегодня уважаемой публике будет представлен марсианский мыслеугадчик. Сняв цилиндр, как заправский фокусник, артист вытащил из него крохотное существо, напоминающие зайца, уши которого были раза в два длиннее его тела. Артист посадил существо на небольшой столик и оно вдруг подняло и развернуло во всю ширину уши.

Зрители затаили дыхание. Мыслеугадчик вертел крохотной головой, словно прислушивался, затем вдруг начал быстро барабанить лапками, а артист что-то записывать в блокноте. Когда марсианский зверек перестал стучать, его партнер по представлению громко сообщил, что гражданка, сидящая в третьем ряду снизу на пятом месте, беспокоится о том, что уходя из дому, забыла переключить некую Полю на режим уборки. Зрители зааплодировали, а смутившаяся дама приподнялась и зачем-то принялась раскланиваться. Представление покатилось дальше. Мыслеугадчик вертел головой, растопыривал уши и барабанил лапками на азбуке Морзе, выдавая маленькие тайны присутствующих.

Коле стало скучно и он решил покинуть представление, как вдруг артист объявил, что молодой человек, сидящий во втором сверху ряду, на пятнадцатом месте, должен срочно вернуть, взятый им без спросу прибор, в Институт межпланетной археологии, профессору Громозевсову. Гимназист не сразу догадался, что речь идет о нем, зато об этом догадались двое зрителей. Они поднялись со своих мест и направились ко второму ряду. Увидев их, юный Путешественник во Времени похолодел — это опять были Толстый и Тонкий. Он бросился бежать, провожаемый удивленными взглядами и смехом. Коле же было не до смеха. Ведь если он не вернет цереброскоп некому профессору Громозевсову, то тоже станет преступником!

Покинув астрозоосад, гость из прошлого мчался куда глаза глядят. А бандиты следовали за ним. На вечерних улицах Москвы будущего почти не было прохожих и никто не поинтересовался, куда это во весь опор мчится мальчишка с черной коробкой в руках, за которым гонятся двое взрослых. Как назло, не попадался беглецу хоть кто-нибудь, похожий на городового. А может и хорошо, что не попадался: вдруг сцапает и отдаст его иностранцам, которые вполне могут заявить, что он украл у них ценный прибор. Вдруг Коля понял, что узнает улочки, по которым бежит. Это был старый добрый Арбат, пусть и сильно изменившийся, но сохранивший очертания прежних улиц.

А вот и Институт изучения прошлого. Гимназист не стал кидаться к парадному входу, раз уж тот все равно заперт. Он заметил кое-что получше — приоткрытое окно в первом этаже. Недолго думая, Коля подпрыгнул, толкнул раму окна, та отодвинулась в сторону. В следующем прыжке, он сумел положить на подоконник коробку с цереброскопом и хотел этим ограничиться — утром коробку найдут сотрудники института и сами разберутся, что к чему — как вдруг сзади послышалось сопение и невнятная ругань. Бандиты! От испуга, гимназист снова подпрыгнул, ухватился за край подоконника, подтянулся и...

Кто-то схватил его за ногу и рванул вниз. Коле опять повезло. Шнурки на ботинке развязались и от рывка тот соскользнул с ноги и остался в руках преследователя. Гость из прошлого перевалился через подоконник, схватил коробку с прибором и бросился бежать. Теперь у него не оставалось выбора. Нужно было во что бы то ни стало найти Машину Времени и вернуться в свой век. Выбравшись из комнаты, в которую попал через окно, Коля очутился в знакомом плавно изгибающемся и уходящем вверх коридоре. Помня, что двери здесь — это просто часть стены, сдвигающаяся в сторону, он двинулся вдоль изгиба, ощупывая стену на ходу. Ночное освещение в Институте было слабым и за очередным поворотом коридора, гимназист увидел громоздкую фигуру. Неужели, Толстый?!

Это оказался безногий металлический гигант, на котором слабо фосфоресцировала надпись «ПОЛЯ-314». Растопырив металлические руки, гигант попытался преградить ему путь, что-то высвистывая паровым свистком. На мгновение Коля растерялся, но сзади послышался топот и он поднырнул под одну из рук, продолжив свой путь. Позади послышались крики на английском, сухой треск электрических разрядов и звонкие удары пуль о металлическую броню гиганта. Похоже, что бандиты вступили с ним в бой. Путешественник во Времени не стал дожидаться его окончания. Часть стены под его рукой сдвинулась и он очутился в зале, где стояла Машина Времени.

Недолго думая, гимназист прыгнул на ее сиденье, вынул из кармана предусмотрительно вывернутый рычажок, выставил на медных колесиках нужную дату и толкнул рычаг вперед. Ослепительный свет озарил залу. Завертелись, зажужжали хрустальные пластины. Оглянувшись, Коля заметил свирепые рожи двух бандитов, которые тут же смазались и исчезли. Подкатила дурнота. Потом сквозь нестерпимый блеск проступили обшарпанные стены подвала. Юный Путешественник во Времени потянул рычаг на себя. Вращающиеся пластины остановились, свет померк. Оглядевшись, Коля с облегчением вздохнул. Он снова был в своем времени, где никто не привозит с Венеры чудовищ, обычные горожане не летают и никто не умеет угадывать чужие мысли. Во всяком случае — до сей поры не умел.