Найти тему
Диалоги о Востоке

Застольный этикет в Африке

Все необычное и непривычное всегда вызывает удивление, любопытство, настороженность…. Подобные чувства повезло испытать нашему драгоценному герою — современному европейцу, впервые столкнувшемуся с восточными и африканскими традициями. Ему интересно узнавать много нового, но некоторые вещи иногда не поддаются сиюминутному пониманию. Порой требуются дополнительные разъяснения, чтобы наш герой воскликнул: «Вот оно что! А я и не знал!».

Одной из тем, которые занимают современного европейца, является застольная культура поведения в Африке. Ему иногда становится не совсем понятно, откуда, собственно, появляется надобность есть руками, когда можно найти если не столовые приборы, то как минимум альтернативу им. Грязно же! Только герой, возможно, даже не догадывается, что так называемая альтернатива на самом деле есть — и даже несколько, и все они являются частью этикета и культуры употребление пищи руками.

Именно, руками нужно есть по правилам! И для восточных и африканских стран это не просто формальность — это традиция, которая в далеком прошлом носила ритуальный характер. Некоторые народы считают, что еда, которую едят руками, более вкусная, и жизненной энергии в ней больше. А еще употребление пищи руками способствует лучшему насыщению: человек становится более внимательным к тому, что он ест, и сфокусирован на самом процессе трапезы.

Хотя правила этикета в Африке и разнятся от страны к стране, какие-то общие черты в культуре поведения за столом все же присутствуют. Обычно это «ритуалы», которые проводятся до и после еды, и соблюдение семейной иерархии за столом. Чаще всего это выражается так: на стол подают общую калебасу – традиционный африканский сосуд – с водой, в которой каждый должен вымыть руки. Сосуд передается в строгой очередности: сначала почетный гость или глава семьи, а затем все остальные в порядке старшинства. Нередко случается, что до детей калебаса доходит с уже совсем грязной водой. У них за столом, к слову, есть очень важная обязанность — левой рукой они должны придерживать таз или калебасу, чтобы она не крутилась и не качалась. Еда к самым младшим попадает точно так же, как и вода для мытья рук — в самую последнюю очередь.

Калебасы. Они могут иметь формы таза, чана, чаши, миски, кувшина, бутыли
Калебасы. Они могут иметь формы таза, чана, чаши, миски, кувшина, бутыли

Народы некоторых стран, например, Мали и Нигера, едят из общих калебас — мужчины из одной, женщины из другой — и взрослые обязаны оставить немного еды на дне и не выскребать ее, чтобы дети, не привыкшие есть быстро, не остались голодными. Так же должен поступить и гость — оставить на дне своей миски немного угощения для хозяйских детей. Так что, если наш дорогой современный европеец решит погостить у африканской семьи, он, даже невзирая на то, что съел недостаточно, все равно должен отдать остатки своей еды детям. Народ Кот-д’Ивуара, кстати, предоставляет гостям отдельные калебасы: чем почетнее гость, тем шире миска и больше угощений.

В конце трапезы каждый снова моет руки прямо за столом, а затем благодарит хозяйку за еду. Стоит заметить, что именно хозяйку, так как готовят в африканских семьях только женщины, а мужчине в этот момент даже нельзя заходить на кухню.

Если с иерархией за столом всё понятно, то что касается самого приема пищи: еду можно есть как хочется, или же тоже есть специальные правила? Определенно, второе. Причем, как ни странно, правила трапезы во многих странах Африки очень похожи.

Обратимся к примеру Ганы, где принято есть фуфу — густую кашу, по консистенции похожую на тесто, которая готовится из толченых в ступе вареных корнеплодов маниока, ямса или батата — ингредиентов, часто встречающихся в Африке. Обычно фуфу подают вместе с овощами, мясом или рыбой, и, что самое интересное, всё это заливается бульоном.

Человек, соблюдающий африканский застольный этикет, не начнет есть фуфу с его верхушки. Он станет отщипывать согнутыми указательным и средним пальцами кусочек от фуфу сбоку, большим пальцем продавит в этом кусочке выемку, зачерпнет ей бульон и отправит прямиком в рот. Интересная деталь — отправит в рот и сразу же проглотит, даже не прожевав. Овощи или мясо берутся так же руками, но импровизированной «ложкой» из фуфу они не подхватываются.

Фуфу
Фуфу

В Нигерии поступают похожим образом, вот только вместо фуфу там едят мамалыгу — пресное пюре из ямса, то есть клубня, напоминающего огромную вытянутую картошку. От мамалыги так же, как и от фуфу, отламывают кусочек, зачерпывают им суп и едят. В эфиопской кухне помимо мамалыгообразного гарнира, есть ынджера — крупная круглая кислая лепешка, в которую заворачивают почти все блюда, или же, разламывая ее на маленькие кусочки, используют вместо ложки. Во многих странах юго-восточной Африки также распространено блюдо угали. Это туго сваренная каша или пюре на основе кукурузной муки. Угали будет намного плотнее фуфу или мамалыги, но едят его тоже руками: формируют небольшой шарик и делают в нем углубление, которое потом наполняется рагу, мясом или соусом.

Угали
Угали

Источники:

  1. Статья в словаре непереводимых слов и терминов // Сказки народов Африки / Сост.: А.А. Жуков, Е.С. Котляр. — Перевод с африканских и западноевропейских языков. — М.: Наука, 1976. — С. 630. — 687 с.
  2. Paul B. Henze, Layers of Time: A history of Ethiopia (New York: Palgrave, 2000), p. 12 and note
  3. Mesfin, D.J. Exotic Ethiopian Cooking (2006): 20. Falls Church, VA: Ethiopian Cookbooks Enterprises
  4. Х. Турьинская. Что едят в Эфиопии Архивная копия от 15 июня 2010 на Wayback Machine (сайт ИЭА РАН)
  5. https://www.kunstkamera.ru/exposition/countries_people_culture/africa/etiket/zastolnyj_etiket

Материал подготовила: Филиппова Валерия

Редактор: Сабанцев Александр

Обложка: Климова Ангелина