Тема интеллекта животных меня интересует – и волнует – давно. То я разбиралась в том, какая порода самая умная (и насколько справедливо так рассуждать в принципе), то пыталась понять, кто «интеллектуальнее» – волки или собаки. В итоге пришла к выводу, что так сравнивать вообще не стоит и каждый умен по-своему. На этом и успокоилась. До недавнего, как оказалось, времени.
На днях столкнулась с мнением, причем высказанным достаточно компетентным, на мой взгляд, человеком, занимающимся ездовыми собаками, что самоедов негоже запрягать в упряжку, ибо данная работа… отупляет.
«Серьезно?!» - было первой моей реакцией. Да и второй. Впрочем, и третьей тоже. Я даже не беру в расчет сейчас таких уникумов и любимчиков, как Кекс или, собственно, та же Тилли (она самоед).
Хорошая ездовая собака (возьмем для примера ведущую в упряжке) должна уметь правильно выбирать дорогу, поддерживать нужный темп, вести за собой других собак и оставаться при этом в постоянном контакте с каюром. Наша Ирга, например, пробует лапами снег, если трасса не прокатана, решая, где лучше пройти, чтобы не провалиться; экономит силы, ослабляя натяжение упряжи, если маршрут очень сложный и на нее ложится много интеллектуальной нагрузки. Она умеет концентрироваться на работе и не обращать внимание на отвлекающие стимулы, даже если в роли этого стимула выступает какой-нибудь выбежавший из подворотни пес.
А еще упряжка – это единый и во многом саморегулирующийся механизм, в котором каждый ее «хвостатый винтик» самостоятельно решает, когда ему нужно отдохнуть и ослабить постромки, чтобы потом вновь включиться в работу, в то время как кто-нибудь другой будет «выдыхать» и просто бежать рядом.
И все это (в идеале) происходит без участия каюра! О каком отуплении может идти речь?
В общем, меня задело эта фраза. И весьма удивила.
Конечно, если собака всю жизнь только и делает, что бегает в упряжке по одной и той же накатанной трассе без особых приключений, то о каком-то развитии интеллекта тут сложно говорить. Как, впрочем, и повсеместно признанные «самыми умными» бордер-колли вряд ли станут гениями собачьего мира, если всю жизнь проведут в четырех стенах, лишь дважды в день выходя на прогулку на поводке.
Так что я не считаю, что какая-либо работа для животных (в целом) может отуплять. Вопрос в том, насколько человек ее разнообразит и добавляет ли хоть какие-то новые вызовы для своего мохнатого друга. А не воспринимает его как живую игрушку или, например, карусельную лошадку.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !