2,1K подписчиков

Хвостики: как игра-тамагочи помогла животным из приюта

10K прочитали

Прошлой осенью в мобильном приложении Додо Пиццы каждый мог завести себе виртуального четвероногого друга. С первых минут «Хвостики» покорили сердца многих. Мы знаем, что по ним до сих пор скучают, поэтому попросили Олю Бажанову рассказать о секретах игры. Чей портрет стоял на комоде, каким именем назвали 40 000 питомцев, как удалось помочь благотворительному фонду «Котодетки» и главное — почему игру закрыли? Иллюстратор «Хвостиков» раскроет все тайны и поделится своим вариантом концовки.

Привет, я Оля, дизайнер промо-команды. Через разные форматы мы разрабатываем дизайн для акций и коллабораций. Бывает нужно отрисовать игру. Редко, но бывает. Прошлым летом мне предложили создать иллюстрации для «Хвостиков». Впервые за полтора года в Додо я принимала участие в настолько крупном проекте, над которым параллельно работали ребята из разных команд. Хоть временами было сложно, но я бы однозначно повторила это снова. «Хвостики» стали моим любимым проектом, так что с удовольствием расскажу о них то, чего вы не знали.

Прошлой осенью в мобильном приложении Додо Пиццы каждый мог завести себе виртуального четвероногого друга. С первых минут «Хвостики» покорили сердца многих.

Кто такие хвостики?

Начнем издалека: у нас была ежегодная акция «Додомания», где мы разыгрывали призы. Она завлекала азартом, но наш бренд решил сменить направление. Хотелось, чтобы люди ощущали себя уютно и спокойно. Так на смену «Додомании» пришла «Зона комфорта». В рамках новой акции мы сделали игру-тамагочи — тех самых «Хвостиков».

Когда клиенты открывали игру в первый раз, им предлагалось выбрать щенка или котенка, окрас и имя. Потом они попадали в полупустую комнату, которую можно обставить за виртуальную валюту. Если игрок заботился о своем хвостике, играл или кормил, то получал монетки и сердечки. Затем обменивал на диван, комод или другие прикольные штуки типа лава-лампы. Каждый сам решал, как обставить комнату своего питомца и сделать ее максимально уютной. Многие представляли, что это и их комната тоже. Как будто играешь в The Sims и строишь милое жилище для себя и любимого хвостатого друга.

Позже внутри игры появились мини-игры: можно было дрессировать питомца на свежем воздухе или помогать преодолевать препятствия, пока он бегает по дому. За это тоже давалась валюта: чем больше наберешь очков — тем больше обновок купишь для хвостика. Мини-игры изначально не были встроены в «Хвостиков», потому что мы не успевали подготовить их к старту. Думали уже отказаться, но разработчики сказали, что можно просто добавить позже. Это было классное решение — мини-игры очень освежили «Хвостиков» и помогали копить монетки на игрушки для питомца или украшения для комнаты.

Забота о виртуальном четвероногом = помощь реальным животным

Летом у нас был созвон, на котором объявили, что компания отказывается от «Додомании» и делает благотворительный проект. Когда я узнала, что мы будем помогать бездомным животным, была очень счастлива. Сразу стало ясно, что работа предстоит долгая и сложная, но ради такой цели было совсем не жалко времени и сил.

Помочь Додо Пицца решила благотворительному фонду «Котодетки». Мои коллеги съездили туда лично и влюбились в подопечных фонда. Мы предложили вот как посотрудничать: каждый игрок мог покормить своего хвостика один раз в день. За каждое кормление виртуального питомца мы переводили 1 рубль на нужды реальных животных.

Забегая вперед, могу сказать, что игроки покормили своих персонажей 1 826 167 раз, представляете? Мы округлили эту сумму и перевели в фонд «Котодеток» 2 млн. рублей. Это невероятно круто!

Как мы с сестрой нарисовали всю игру

Для «Хвостиков» нужно было продумать, что будет, какого размера, что с чем взаимодействует, отрисовать мебель, питомцев, анимации и моменты. Честно, у меня не было ощущения, что я смогу это сделать одна. Параллельно были еще другие задачи и проекты, так что мы начали искать иллюстратора.

Когда не то что игры, даже самих персонажей еще не существовало, нужно было отдать макет для рекламы «Зоны комфорта». «Хвостики» — важная часть акции, так что их изображения без вариантов должны были быть на макете. Так я буквально за два часа нарисовала наших персонажей. Поменять их шанса уже не было. Все, котики и собачки пошли в печать, и теперь хочешь не хочешь — хвостики будут такие.

Питомцы были готовы, но это лишь малая часть игры. Оставалось найти того, кто смог бы повторить хвостиков и продолжить рисовать в моем стиле. Найденный иллюстратор две недели присылал варианты, но это были совершенно другие животные. Вот представьте, вы каждый день видите своего коллегу. И однажды вместо него приходит другой, похожий человек. Вы абсолютно уверены, что это не ваш коллега, но не понимаете, что конкретно не так. Тут было тоже самое. В итоге от того иллюстратора мы отказались, на поиски нового времени не оставалось. Пришлось справляться самим.

Я рисовала мини-игры и персонажей (это два вида животного, три окраса и три возраста), а моя сестра-близнец — мебель и моменты. С Таней было удобно работать: она понимала, как я рисую, и могла под меня подстроится. Идеальный мэтч. Не представляю, как все это можно было бы сделать одной. Наверное, никак.

Для комнаты менеджеры проекта составили список, что там должно быть, сколько, какие виды и так далее. Я собрала ко всему референсы, то есть фотографии, на что ориентироваться при рисовке. Конечно, Таня что-то добавляла от себя, но в целом процесс работы выглядел так. Были еще моменты, иллюстрации-постеры, где изображалось, что хвостик делал, пока хозяин не заходил в игру.

По моментам прям видно, что их рисовал другой человек, но у нас не было времени перерисовывать все с нуля. Я давала Тане минимальные правки, и мы двигались дальше.

Еще одним вызовом стали анимации. У меня был опыт с анимациями раньше, но не с животными. А разница, как оказалось, есть. Технически ты как обычно рисуешь иллюстрации, но с эмоциональной стороны понимаешь, что это что-то живое. Если щенок не моргает, то человек это наверняка заметит, ведь это странно. А если щенок моргает, то игрок даже не обратит на это внимание. О таких штуках очень важно думать, именно мелочи делают взаимодействие с иллюстрацией и самим персонажем приятным. Чем милее получится герой, тем охотнее люди зайдут в игру. А значит, получится помочь большему количеству животных.

На рисовку игры ушло три недели беспрерывной работы. Честно, было тяжело управиться за такой короткий срок. В этот период очень помогла поддержка и доверие ребят. И моя команда, и коллеги по «Хвостикам» говорили, что все получается, не стоит переживать. Мотивация сделать доброе дело для бездомных животных тоже двигала вперед. Здорово, что все получилось, но на будущее мы сделали вывод закладывать на подобные штуки больше времени.

Секреты, отсылки, приколы

Наверное, сложно было бы рисовать игру, связанную с животными, если у тебя их никогда не было. Я постоянно общалась со своей собакой, и она меня очень вдохновляла. С ней связаны главные отсылки и приколы. Когда человек создавал питомца в первый раз, высвечивалось поле, где нужно указать кличку животного. Обычно там пишется что-то вроде «Введите имя». А я по приколу на скетче сразу написала, как зовут мою собаку — Умка. Разработчики так и оставили в игре. Представляете, оказалось, что это было самое популярное имя. Более 40 000 хвостиков звали Умка! Для сравнения Бусей, второй по популярности кличкой, назвали 3 000 питомцев.

Еще на комоде я поставила картину Умки в рамочке. Причем долгое время его нельзя было поменять на другой предмет мебели, и меня от этого накрывало адреналином. Казалось, что в любой момент придет менеджер проекта и скажет: «Убирай оттуда эту собаку». Но никто не пришел, а после комод можно было заменить на камин. Я робко решила добавить портрет другого хвостатого — белого пуделя по кличке Ричи. Вдохновилась питомцем Никиты Кретова.

Отдельно хочу рассказать про мини-игры. На их рисовку у меня было 3 дня, поэтому все детали придумывались быстро. Например, летом мы с другом в сотый раз смотрели «Амели». У героини в комнате были картины с животными художника Михаэля Совы. Мне очень нравятся и его работы, и сам фильм, который своей наивностью классно сочетается с «Хвостиками». Так что самые внимательные игроки могли увидеть портрет пингвина, а на стенах — записки, которые питомец мог бы оставить для своего хозяина.

Самый главный вопрос: почему хвостиков закрыли?

Я не знаю, ведь мы могли бы все время перерисовывать комнаты и что-то придумывать! Но на самом деле вся загвоздка в технических моментах. «Хвостики» планировались как временная небольшая игра, и мы не ожидали, как сильно их полюбят.

Я не айтишник, но как я поняла, даже если бы игру оставили, то пришлось бы менять ее код и закачивать внутрь приложения заново. Текущий прогресс никак нельзя было сохранить, и с хвостиком все равно бы пришлось прощаться.

Давайте закончим «Хвостиков» вместе?

Почти всегда есть то, что хотелось бы улучшить. Но эта игра получилась практически такой, как я ее видела. Возможно, было бы здорово сделать взаимодействие с предметами и питомцем. Хотя кое-что мы попробовали, и это забавная история. Есть разработчик, которого «Хвостики», как и меня, очень вдохновляли. Он предлагал разные идеи, одна из которых была сделать качающуюся кресло-качалку. Вроде не сложно, но времени лишнего нет, да и все предметы статичны. В итоге под конец игры реально практически единственным предметом, который как-то двигался, была эта кресло-качалка. По воскресеньям к хвостикам приходили животные из приюта. И если гости садились на это кресло, то качались вместе с ним. Это было так мило! Вот таких моментов хотелось бы больше.

Чтобы я точно поменяла — так это финал. Как я сказала, мы не ожидали, что люди так сильно привяжутся к хвостикам. Никак не готовили аудиторию к окончанию игры, не придумали, что стало с питомцем дальше. Конечно, из-за этого было много негатива, потому что с отключением «Хвостиков» питомец как будто исчезает.

Предлагаю это исправить. Вот три моих варианта дальнейших событий. Первый, более фантазийный, что хвостик вырос и уехал поступать в институт хороших питомцев. Второй — он устал от городской суеты и решил отправиться к бабушке в деревню. Побегать на свежем воздухе, половить бабочек, как следует выспаться. Последний — хвостик приезжал в гости к вам! Спасибо, что вы заботились о нем, кормили, играли и построили для него такую уютную комнату.

Я очень рада, что так много людей полюбили «Хвостиков», скучают по ним и до сих пор пишут про игру в соцсетях. Если у вас остались вопросы — задавайте их в комментариях, а также делитесь своими идеями концовки. Хвостики заслуживают классного финала!