Погулять от души на масленичной неделе, да еще в народном костюме – это ли не лепота? Но чтобы как следует подготовиться к празднику, надо успеть книжку прочитать. А в ней чего только нет! И бархатник, и глухач, и златоглав, и головка ясная, и кокушечка, и укрут, и моршень, и шамшура, и еще десятки разновидностей замечательного женского головного убора, без которого ни сказку сказать, ни красавицу русскую описать.
Книга «Кокошники» действительно сказочная по красоте и увлекательности, но при этом создана на основе большой и серьезной исследовательской работы. Первым делом изучено происхождение слова «кокошник» и других названий народных головных уборов. Самые разные их виды представлены в иллюстрациях и подробных описаниях с указанием материалов, технологий, местных традиций и особенностей. Другого и нельзя было ожидать, ведь автор – Елена Львовна Мадлевская, ведущий научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея. Уже не первая ее книга по избранной специальности заслуживает восторженные похвалы профессионалов-искусствоведов и самого широкого круга читателей. Кстати, не только похвалы, но и высокие награды (за музейную деятельность) – например, Премию Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации от 03.11.2022 года. Были награждены и коллеги, но при всем уважении к ним мы должны оставаться в рамках книжной темы. Потому вернемся к нашим замечательным кокошникам, заодно восстанавливая в отношении к ним историческую справедливость.
Сегодня «кокошником» запросто можно назвать любое нечто в виде головного убора с хоть каким-нибудь возвышением надо лбом. Для футбольных болельщиков – это одноразовый бумажный или картонный гребень на повязке или прищепке с росписью под «гжель» или «хохлому», для маленьких модниц – детская диадемка или вообще простой ободок со стразами, для новогодних снегурочек – большая снежинка на шапочке надо лбом, для участников массовых фольклорных мероприятий – любые фантазийные конструкции на голове. Ничего не поделаешь: нет у предмета практического применения и опознавательного значения – нет и точного термина. А когда-то он был, и имел большую важность! Потому что кокошник носили только замужние женщины, соблюдая непременную особенность: при любой своей высоте и форме он обязательно закрывал все волосы на голове. В отличие от девичьего венца, венка, обруча, перевязки, воли (ленты вокруг головы) и других уборов, оставлявших непокрытую макушку и косу.
Конечно, сегодня нельзя и незачем восстанавливать обрядовое значение кокошника. Но изучать свою старину, понимать и уважать ее – это необходимо. Это часть национального самосознания, это опора на традиции и настоящее чувство прекрасного. В книге есть раздел с выкройками и практическим руководством для мастериц, желающих создать из парчи, бархата, бисера, золотых нитей, блесток и бусин нечто индивидуальное и неповторимое. До масленицы еще целых четыре недели, вполне можно успеть! Даже если не получится, с вами останется книга, полная завораживающих рукотворных чудес прошлого. Просто поглядеть на них – это уже праздник, а если вместе с подругами или с дочками-внучками – то остается только самим себе позавидовать.
Мадлевская Е.Л. Женский головной убор кокошник. – Москва: «Бослен», 2022. – 336 с., цв. ил.
На первой иллюстрации этой публикации: Константин Маковский "Русская красавица" (фрагмент)
Ещё об истории народного костюма можно почитать здесь:
Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .
Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.
Оставайтесь с нами.