Найти тему
ivanegoroww

Раскол "Крематория"

Осенью 1977 года произошла встреча двух первокурсников МАИ - Армена Григоряна и Виктора Троегубова. Парни разговорились и поняли, что сходятся во взглядах на рок-н-ролл. Правда группа “Крематорий”, главный плод их творческий взаимоотношений, родился не сразу. Сначала каждый из них создал свою группу, в которой они играли и пели в основном кавер-версии на любимую их сердцу западную рок-музыку.

Творческий тандем Троегубов и Григорян
Творческий тандем Троегубов и Григорян

И вот к 1983 году, когда студенческие команды приказали долго жить, Виктор и Армен поняли, что пришло время для чего-то большего. Именно тогда произошло рождение акустического дуэта “Крематорий”. И Троегубов и Григорян писали песни и сами их исполняли. Поскольку парни довольно близко дружили и слушали одну и туже музыку, то и “Аквариум” и “Tyrannosaurus Rex”, они услышали одновременно. Эти группы дали ребятам творческое начало, которое вылилось в запись их дебютного альбома “Винные мемуары”. А ещё Болан, наверное, дал Григоряну, ту самую шляпу!

Марк Болан
Марк Болан

Несмотря на то что Троегубов писал песни, в альбом вошёл, в основном, материал Григоряна, авторству Троегубова принадлежала лишь одна песня, озаглавившая альбом.

Насколько я помню, великий эстонский рок-критик Артём Троицкий охарактеризовал “Винные мемуары”, как запоздалый ответ “Аквариуму”, что же, вполне можно согласится. Только песни “Крематория” были куда проще и непритязательнее. Как в последствии вспоминал Виктор. Эти незатейливые песенки сочинялись ими исключительно ради стёба и исполнялись лишь на дружеских сейшенах.

На заре "Крематория": Троегубов, Россовский, Григорян
На заре "Крематория": Троегубов, Россовский, Григорян

Далее последовали ещё два альбома, которые содержали примерно пополам песенного материла Троегубова и Григоряна. Тем более что группа уже перестала быть дуэтом. К ним присоединился скрипач Россовский, Дмитрий Плетнёв, Александр Севастьянов и Сергей Пушкарёв. Вместо ударных ребята до прихода Севостьянова на домашних концертах, и на записи альбомов использовали самопальный ритм-бокс, который им собрал так же выпускник МАИ Алексей “Кондратий” Кондратьев причём, говорят, что чуть ли не из калькулятора!

Григорян без шляпы
Григорян без шляпы

Благодаря другому своему другу, Дмитрию Бродкину, который выступил директором коллектива ребятам удалось пробиться в высшую лигу московского рока - вступить в рок-лабораторию. Которую к тому времени оккупировали несколько коллективов не желавших сдавать лидерских позиций и не пускающих дерзких юнцов до своих площадок и ушей всё прибывающих любителей музыки рок. Их костяк составляли такие коллективы как: “Центр”, “Звуки-му”, “Браво”, “Бригада С”, “Ночной проспект”...

Короли рок-лаборатории группа "Центр"
Короли рок-лаборатории группа "Центр"

И вот выйдя из коротких штанишек кухонных площадок ребята поняли, что способны на большее, а кто-то в шляпе подумал, что способен на гораздо большее. Бродкин организует несколько успешных концертов и ребятам стало так же очевидно, что нужен профессионально записанный прорывной альбом. Решение проблемы усложняло то, что в группе было две творческие единицы, два лидера - Григорян и Троегубов. В принципе на мой взгляд то, что они делали было достаточно одинаково, но опять же на мой взгляд, Григорян был более талантлив в плане сочинения и исполнения песен.

Троегубов
Троегубов

Отношения в коллективе накалялись, сторону Григоряна, неформально, занял директор Бродкин, который высказывался за материал Григоряна, как имевший больший коммерческий потенциал. До скандала и выяснений отношений, однако, не дошло. У Троегубова случились проблемы со здоровьем, что-то со связками - почти пять месяцев он не мог говорить и с друзьями общался исключительно письменно. И пока он лечился, как бы, сама собой решилась проблема материала, и лидерства, и взглядов на развитие группы в частности. Троегубов выбыл и Григорян уже принимал решения самостоятельно, как и с кем записывать альбом “Кома”.

"Крематорий"
"Крематорий"

“Кома” оказался коммерчески успешным и с большим успехом разлетелся по Союзу, вознося молодую группу если не на олимп рок-н-рола, то где-то около того. Песня “Мусорный ветер”, без преувеличения, стала главным шлягером 1988 года, а “Крематорий” закрепился в рок-лаборатории уже как постоянный и равноправный член. Задачу выйти на новый уровень Григорян и сотоварищи выполнили.

Обложка альбома "Кома"
Обложка альбома "Кома"

Тем временем в группу после выздоровления возвращается Троегубов, но ему быстро дают понять и Григорян, и Бродкин, что звезда в группе теперь одна и она в шляпе, а не с бородой. В итоге Троегубов, один из отцов основателей коллектива, принимает единственное верное решение об уходе. Правда с собой Виктор прихватил часть музыкантов у Григоряна и обозвался группой “Дым”. По словам Троегубова, развод был относительно мирным и они с Арменом договорились тогда, что в своих новых работах не будут использовать название “Крематорий”, но Григорян не стал ссать против ветра - бренд “Крематорий” после хита “Мусорный ветер” и альбома “Кома” стал узнаваем, поэтому надвинув шляпу на глаза Армен предпочёл не вспоминать об обещании данном Троегубову.

Григорян в шляпе
Григорян в шляпе

Вскоре прогнав из группы ещё одного своего друга и единственно имевшего хоть какой-то голос в группе директора Дмитрия Бродкина, Григорян набирает новый коллектив, в котором устанавливается одно единственное правило - кто в шляпе тот и прав. Поскольку Боярский в ансамбле “Крематорий” был замечен не был, то единственным лидером стал Армен Григорян, коим он с успехом остается и по сей день.

Расход
Расход

Троегубов поигрался в “Дым”, который в то время был неровной копией то ли раннего “ Аквариума”, то ли того же раннего “Крематория” и в 1991 году возвращается к Григоряну. Естественно на вторые роли, сначала как сессионного гитариста потом на роль директора группы. Отношения между отцами основателями наладились, благо творческих разногласий больше не было и какое-то время коллектив существовал тихо-мирно в звёздном статусе колеся по городам и весям.

"Дым"
"Дым"

Но весной 1994 года между Троегубовым и Григоряном вспыхивает ссора, переросшая в конфликт и увольнение Троегубова. Со слов Григоряна, соль была в деньгах, которые им не доплачивали за концерты. На этот раз приятелям миром разойтись не получилось - дело дошло до суда и взаимного обдавания калом.

Григорян сегодня
Григорян сегодня

Троегубов по-прежнему занимается своим проектом “Дым”, который теперь играет классический хард-рок, а Григорян всё продолжает плыть по течению с “Крематорием”. В официальной историографии группы, Троегубова обзывают - играющий бухгалтер. А его вклад в ранние альбомы коллектива обозначен как спонсорство.

Троегубов сегодня
Троегубов сегодня

Вот так закончился творческий союз двух выпускников МАИ. История сама расставила верные акценты. Григорян оказался более талантливым музыкантом, чем Виктор. Григорян доказал своим творчеством, что и без Троегубова, и как соавтора, и как собутыльника он кое-что стоит в мире рок-н-ролла. Впрочем, и Виктора забывать не стоит ведь он был той неотъемлемой часть весёлой истории под названием “Крематорий”.