Во время освоения Сибири многие народы перешли в новую веру - православие. Как это происходило? Какие методы использовались для христианизации народов, которые стали частью Русского государства?
Крещение знати
В первую очередь крестилась знать покоренных народов. Дело не обходилось только политическим и экономическим подчинением. Церковь была частью государственного аппарата, поэтому русские власти хотели приобщить всех к своей вере. Сама же знать также была заинтересована в обращении в государственную религию, тем самым она могла сохранить привилегированное положение и женить своих детей с представителями русской элиты. Об этом, к примеру, свидетельствует русско-немецкий историограф Герхард Миллер (это тот, которого не любят приверженцы альтернативной истории России):
«Отправившись в 7107 (1599) г. на Москву, мать князя Игичея и один из его сыновей, принадлежавшие к фамилии Алачеевых и жившие в Коде, приняли христианство и получили соответственно имена Анастасии и Петра».
Миллер Г. Ф. История Сибири. М. Т. II. 2000. С. 25.
То же самое сделал обдорский князь в 1600 году, получив имя Василий. Однако его сыновья и внуки не разделяли взглядов князя. Они сохранили верность шаманизму и традиционным верованиям. Так происходило со многими князьями коренных народов Западной Сибири.
Политика Москвы
Московские власти давали Русской церкви большие привилегии как по религиозным, так и по светским делам. Иерархи могли жаловаться царю на местных властей, когда те сильно отягощали порабощенное население незаконными поборами. Также Москва предписывала ненасильственные методы обращения коренных народов в христианство. При этом местные, в том числе некрещенные, должны были подчиняться церковному праву. Например, церковь возбуждала дела в отношении колдунов и занимающихся "черной магией".
Петровский подход
Ситуация меняется в 18 веке. В 1702 году Петр I назначил митрополитом Сибирским и Тобольским Филофея (Лещинского), который был почитателем царя. По его инициативе открывались миссионерские школы в Сибири. Сначала Петр пытался действовать как предшественники – добровольно крестить местную знать, и после, также на добровольных началах, крестить остальной люд. Однако взаимопонимание встречалось редко, поэтому в 1706 году Петр издал указ, по которому церковь должна была устроить массовое крещение северных народов, исповедующих язычество. Идолы и капища сжигали, на их месте строили церкви и часовни. Крестили всех, независимо от статуса.
Разумеется, местные встречали миссионеров с неодобрением. Они уже были наслышаны о христианской вере от своих дедов и отцов, поэтому отказывались креститься.
В 1710 году Петр направил сибирскому митрополиту новый указ, по которому всех несогласных нужно предать смертной казни. Вместо того, чтобы противиться, многие стали сбегать от миссионеров на восток, образуя кочевые группы. Тем не менее, крещение народов активизировалось, параллельно с этим священники уничтожали их «идолов и шайтанов».
Церковное милосердие
Крещенных аборигенов церковь старалась защищать от русских казаков и купцов. Деятельность митрополита Филофея привела к созданию указа о запрете притеснять инородцев, брать их в рабство и продавать им алкогольные напитки. Однако указ действовал плохо, так как исполнять его должны были незаинтересованные в этом региональные власти. Поэтому рабство процветало, инородцев притесняли, и алкоголь им тоже продавали, что было весьма губительно для их численности.
Месть местных
Порой местные вожди боялись христианизировать своих подданных по причине мести соседей. Крещение иногда расценивалось как измена язычеству. Так, обдорский князь Гындин, отказавшийся от крещения, решил вернуть соплеменников к вере предков. В 1718 году он отправил брата Микишку с вооруженным отрядом наказать новокрещенных. В итоге многих наказали, а двух убили весьма жестоким образом.
Гындин обвинял ляпинского князя Семена в распространении христианства. Последний просил защиты у властей, но помощь подошла слишком поздно. Обдорский князь в 1722 году напал на Ляпинский городок, сжег и разграбил церковь, убил нескольких новокрещенных остяков и осквернил их трупы.
Результаты христианизации при Филофее
После смерти митрополита Филофея в 1727 году в Северо-Западной Сибири насчитывалось около 40 тысяч крещенных аборигенов. Однако нельзя сказать, что крещение всегда было насильственным. По крайней мере источники не свидетельствуют о принуждении в крещении, что объяснимо, ведь крещение, с точки зрения церкви, должно носить добровольный характер. Народы принимали христианство как вторую религию, не забывая о своих богах и совмещая их с новой верой.
Награда за крещение
Вещественные вознаграждения также мотивировали аборигенов принять новую веру. Об этом свидетельствует елизаветинский указ 1751 года, в котором сказано:
«велено выдавать на пару каждому окрестившемуся остяку сукна светлоголубого и василькового по 8 аршин, на подкладку крашенины по 22… остячке же на сарафан по 2 кумача, на подкладку крашенины 20, холста на рубахи 16 аршин».
Поддержание веры иногда сопровождалось насильственными методами. Священники должны были приходить к крещенным и проверять их на предмет хранения «идолов и шайтанов». Если же новокрещенный отступал от православной веры, то его наказывали кнутом.
Таким образом, на примере миссионерской деятельности в Северо-Западной Сибири мы видим, что крещение коренных народов происходило разными способами. Если сначала власти старались делать это на добровольной основе, то затем, с началом петровских реформ, христианизация ужесточилась. Многие отказывались креститься, покидали поселения, мстили крещенным соплеменникам, однако большинство принимали христианскую веру. Тем не менее, нельзя сказать, что это было сознательное принятие. Скорее, следование указу властей с целью проявить к ним лояльность. Поэтому после «крещения» многие продолжали верить в старых богов.
Источники: 1) Покровский Н.Н. Русская Православная Церковь в освоении Сибири. 2) Софронов В.Ю. Методы крещения автохтонного населения Западной Сибири в конце XVI — XVII вв. 3) Софронов В.Ю. Начало христианизации аборигенного населения Сибири в XVIII веке.