Найти в Дзене
DayanDL

Depeche Mode – «A Broken Frame»: градация песен на альбоме

Честно скажу, я не являюсь профессиональным рецензентом, особенно в музыкальной сфере, поэтому начну с того, что порекомендую Вам ознакомиться с замечательнейшим разбором этого же самого альбома от Romanist Music Blog - собственно говоря, материалы именно этого автора и сподвигнули меня пять месяцев назад на написание разбора на "Exciter":
https://dzen.ru/a/Yihp1H2iSWkb2bhv
Навскидку подкину еще одну статью, на данный момент последнюю касательно Depeche Mode - разбор песен на Exciter:
https://dzen.ru/a/Y8z5MG8CXhsLkVsL
Тем же читателям, которые либо уже прочитали выше приведенные статьи, либо хотят для начала прочесть эту, я попрошу приготовиться, ибо это будет долгое позволю себе сказать путешествие...
Сегодняшняя статья не столько о каком-то конкретном альбоме, сколько о моих "вредных советах" о том, как правильно нужно слушать музыку группы Depeche Mode и подобные абстрактные вещи, хотя я разумеется не забуду поведать о каждой композиции решающего альбома, труднопереводимое наз

Честно скажу, я не являюсь профессиональным рецензентом, особенно в музыкальной сфере, поэтому начну с того, что порекомендую Вам ознакомиться с замечательнейшим разбором этого же самого альбома от Romanist Music Blog - собственно говоря, материалы именно этого автора и сподвигнули меня пять месяцев назад на написание разбора на "Exciter":

https://dzen.ru/a/Yihp1H2iSWkb2bhv

Навскидку подкину еще одну статью, на данный момент последнюю касательно Depeche Mode - разбор песен на Exciter:

https://dzen.ru/a/Y8z5MG8CXhsLkVsL

Тем же читателям, которые либо уже прочитали выше приведенные статьи, либо хотят для начала прочесть эту, я попрошу приготовиться, ибо это будет долгое позволю себе сказать путешествие...

Сегодняшняя статья не столько о каком-то конкретном альбоме, сколько о моих "вредных советах" о том, как правильно нужно слушать музыку группы Depeche Mode и подобные абстрактные вещи, хотя я разумеется не забуду поведать о каждой композиции решающего альбома, труднопереводимое название которого я беру на себя смелость подать вам на великом и могучем как "Сломленный Остов" - почему так? Потому что - и этот факт известен каждому поклоннику этого музыкального коллектива - человек, на котором по сути и держалась вся группа вчерашних безилдонских отроков (ибо, как я узнал на фансайтах, именно Винс Кларк был тем, кто рассылал демки звукозаписывающим студиям, и это я еще не говорю о том, что на практически весь репертуар группы был написан именно им), просто-напросто решил свалить, уж извините за грубость. И поэтому можно с уверенностью сказать, что очутившись в "чистом поле" музыкального мира без руководящей силы, трио в лице Дейва, Мартина и Эндрю явно были в какой-то степени подавлены, и тот факт что они твердо решили записать альбом без найденного на замену Кларку человека (о нем в другой раз, дорогие Аланоманы), лишь свидетельствует о том что то было проявлением их отчаяния, вылившегося в решимость подобно адреналину во время чувства страха перед смертью (сравнение не лишено смысла, ведь парням ничего не стоило как разочароваться в своих начинаниях и все, были бы наши нынешние гиганты от музыкального мира с почти что полувековой историей всего-навсего группой-одного-года).

Заикнувшись о статусе DM, стоит отметить, что совершенно логично то обстоятельство, что дискография Depeche Mode весьма и весьма обширна - и поэтому неудивительно и то, что переслушивать их с первого по последний альбом не то чтобы сложно, но просто слишком долго. И при этом - заметьте! - альбомы безилдонского трио (когда-то квартета, ну а теперь уже дуэта - простите за неуместную в таких случая рифму) являют собой настолько цельные по своей структуре монументы (вот и отсылка на сам альбом подъехала), что я просто не могу слушать их песни единичными треками - даже внеальбомные вещи, по типу Shake The Desease или Only When I Lose Myself я слушаю после предшествующего им полноформатника. Поэтому я нашел выход - ставлю в плейлист альбомы по настроению, обычно два, но иногда и три.

И вот тут мы близко подходим к теме нынешнего разговора. У DM нет плохих песен и альбомов тем более (правда, к инструменталам это правило я отношу куда в меньшей степени), просто их музыка подходит для практически любого настроения, и поэтому, как я говорил выше, их дискографию уместнее слушать не по порядку, а именно по тому, какому состоянию души соответствует их звучание и настрой.

И тут грех не припомнить Exciter - альбом, который группа выпустила вслед за энергичной и всепоглощающей Ultra. Не буду отстаивать свою правоту (это просто мои предположения), но мне кажется, что публика в то время ждала продолжения банкета, но получила холодненький аперитивчк, и поэтому была не совсем в восторге, и именно поэтому в фанатской среде до сих пор не утихают вопли о том, что DM мол не тот. Любопытно, какие были бы разговоры, если бы группа после полноформатника девяносто седьмого года сразу выпустила что-то наподобие Playing The Angel, а не пустилась в так любимые мною эксперименты с атмосферными балладами о любви...

Возвращаясь к тому, как надо слушать DM, сразу скажу каки обычно у меня комбинации - Speak & Spell я слушаю вместе с Construction Time Again, Some Great Reward хорошо соседствует с Music for The Masses, Black Celebration - брат родной великому Songs of Faith and Devotion, Violator хорош сам по себе, а альбомы после Exciter я обычно ставлю подряд (как фон под домашние дела) - все-таки я недостаточно к ним привык, чтобы по настоящему ими наслаждаться. И остаются у нас три альбома - герой сегодняшней статьи, Ultra и ставший уже родным от частого упоминания полноформатник с Марком Беллом на посту продюсера. Их я люблю слушать в порядке 2-3-1 - ибо что может быть более приятным для ушей меломана, чем летящий на крыльях мелодии Insight, который сменяется уверенным и спокойным Dream On, а затем по-матерински ласковая Goodnight Lovers, уступающая место совсем зеленому, но такому милому и успокаивающему Leave in Silence?..

Итак, хватит уже предисловий, пора за дело - разбирать альбом и расставлять его составляющие в порядке их влияния на строителя (тут отсылка на Construction Time Again, и не зря, ибо в ходе рецензии я буду частенько ссылаться на следующий после A Broken Frame альбом)!

10. Nothing To Fear

Скажу сразу, что эта прекрасная композиция у меня не гордо находится в треклисте альбома на заслуженном четвертом месте, а пылится в отдельной категории, где свалены в кучу все инструментальные (сиречь безвокальные) композиции группы Depeche Mode. То есть мой маленький каприз, суть которого проста - для меня DM это в первую очередь песни, то-есть вокал Дейва Гаана и мудрые тексты Мартина Гора, без этих же состовляющих музыка сильно теряет в индивидуальности, "принадлежности к DM" скажем так. Идиотизм, скажете вы, но что тут поделаешь, фанатство есть болезнь в некоторой степени, и как всякая хворь, у каждого она происходит по-своему... Ой, о чем это я...

Nothing To Fear, каюсь, никогда не была моей любимой композицией на этом альбоме, который во всем остальном является самой пресамой лучшей работой Depeche Mode (это мое личное мнение). Но, что забавно, она укладывает на обе лопатки как Uselink и Jazz Thieves с Ultra, так и эксайтеровские Lovetheme с Easy Tiger - единственные слабые места на том прекрасном альбоме, из-за которых (хотя и не только из-за этого на самом деле) он уступает почетное первое место нынешнему предмету разбора.

Серьезно, "Ничего страшного" (или "Нечего бояться" - я не большой мастер в переводах с английского) на самом деле прекрасно чувствует себя в отрыве от альбома - когда не хочется "грузить себя депеша́ми" но просто послушать синти-поп для расслабона (есть еще LFO, но это другое, вы понимаете), именно эта композиция становится кандидатом на эту роль. Все-таки Мартин Гор был прекрасным композитором, пускай по большому счету я больше упиваюсь его текстами и той аурой, которую они образуют в сочетании с вокалом и аранжировками...

09. Satellite

Уф, покончив с единственной инструментальной композицией, мы делаем первый из девяти шагов по горячей земле - так я охарактеризую процесс градации песен. Мне очень, очень трудно было составлять этот список, хотя бы потому, что как я писал в самом начале, у меня нет привычки пропускать песни, попросту слушая их подряд, с первой по последнюю, поэтому я не могу отмахнуться тем, что мол "эту песню я скипаю, сорри".

Satellite я ставлю на девятое место не потому, что он плох - это только потому, что дальше будут еще более лучшие песни.

Сам "Спутник ненависти" мне импонирует как собственно текстом - в котором я вижу зарисовку на тему личностей, коих сейчас модно именовать "хикки" - так и своей гипнотической аранжировкой, которая отдаленно напоминает мне о чем-то, связанным с военной шагистикой (самое смешное, что именно на этом альбоме есть песня, которая сильно склоняется к военной тематике и даже имеет практически неизменные семлпы марша - но об этом далее).

В моих глазах гипнотический эффект Satellite весьма схож с Pipeline с последующего полноформатника, но только там Гарет Джонс вместе с Аланом Уайлдером хорошенько поработали над тем, чтобы придать песне плотное индустриальное звучание, а тут чисто аналоговые синтезаторы и никакого обмана! Право, послушайте эту композицию - а лучше весь альбом впридачу - дабы убедиться в том, что эта песня весьма и весьма сильна по своей сути!

08. Monument

Люблю эту вещь. Она одновременно звучит и эксцентрично, и загадочно - помнится, на просторах Всемирной паутины я находил рецензию на A Broken Frame, где автор писал, что когда он слушал альбом в детстве, то Monument пугал его. В чем-то я могу согласиться - в этой композиции уже тогда не чурающийся экспериментов Мартин Гор использовал эффект, благодаря которому голос Дейва Гаана принимал какое-то странное звучание - будто пластинка расстроилась (это хорошо заметно на словах "Don' build at night, you need a little light"). Когда я слушал альбом впервые (ах, как же давно это было!), то у меня во время таких моментов в песне пару раз холодела кожа на затылке - и это при том, что песня-то по сути перефразирует "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" (забавно, но если продолжать паралели с Construction Time Again, то тамошняя финальная песня чуть ли не явно цитировала строчки из Интернационала).

В остальном, "Монумент" на диво хорош. Обычно, когда я слушаю A Broken Frame, меня одолевает некоторое чувство грусти либо ностальгии - такое уж воздействие на меня оказывает второй альбом депешей. Но именно эта песня хороша тем, что она нейтральная по своему звуку - когда она раздается из моих колонок, она успокаивающе действует на меня, и я могу расслабиться. А также не забываю сказать спасибо Мартину за то, что в отличи от подавляющего большинства сонграйтеров он не размазывал розовые сопли и не утопал в готике по уши - нет, он был тем человеком, который знал, что песня должна быть со смыслом, а не набором лирических штампов (собственно, я окромя Депеш Мод и может быть еще Бьорк больше вокальных произведений и не слушаю - в остальном у меня в плейлисте все инструментальные произведения таких людей, как Морис Жарр, Ко Отани и прочих композиторов к фильмам)

07. See You

Эту несколько надрывную композицию я поставлю на восьмое место, ибо хоть она и имеет в своем основании хорошую мелодию и очень хороший вокал Дейва, но у нее есть парочка минусов, как например несколько слезливый текст (во времена тогдашнего кризиса группы ставшему главным мотором Мартину ничего не оставалось делать, как вытащить из закромов сочинения своей юности), а также ну очень уж примитивного мужского хора, который ребята получили из PPG Wave 2 - этот семпл сильно отдает чем-то слишком устаревшим... Будь заместо этого что-то иное (хотя бы звук ветра, как на последних трех композициях), песня явно бы выиграла. Что самое смешное, я находил цитаты из тогдашних статей (это, на минуточку, 1982 год), мол группа гордилась тем, что на их новом синтезаторе был этот самый пресет хора. О боже ж ты мой...

Но в остальном песня хорошая. И я ничуть не против того, что в честь этой вещицы был назван целый тур группы.

06. Shouldn't Have Done That

Когда я слушаю эту песню, перед моими глазами предстают серьезные молодые депеши, которые стоят в комнате, где играет маленький мальчик, а затем время летит вперед и мальчик руковдит солдатами на плацу. Этому способствует как текст, где Мартин с видом мудрого наставника не советует юным матерям относиться к воспитанию потомства спустя рукава (очень редкая тема для него, практически только в этой одной песне и затрагивается), так и аранжировка, которая заставляет меня подумать, что Алан в то время был явно не только клавишником на концертах... Серьезно, когда люди с умным видом говорят, что семплироваие в Depeche Mode началось с Conatruction Time Again, мне хочется им возразить - "позвольте, господа, а как же предпоследний трек на их втором полноформатнике? Думаете, марш кованных сапог они попросту-напросто синтезировали?".


05. The Meaning of Love

Об этой песне принято говорить что она является приветом Винсу Кларку. Не сказал бы. В этой весьма кавайной песне (простите мне мой японский) мои уши умудряются расслышать будущие хиты Depeche Mode по типу Stories of Old, Question of Lust и Get Righ With Me. Я дурак? Ну, возможно. Но помните, что о вкусах не спорят.

Хотя, когда я говорю "будущие хиты", я не столько указываю на свое впечатление от песни, сколько пытаюсь выехать на понятных для читателя сравнениях, ибо простому человеку весь альбом A Broken Frame есть унылость и серость, и поэтому приходится говорить, что мол "помните вон ту крутую песню из альбома с Аланом? Ну вот, это по типу того, только без Алана и в восемьдесят втором, а не в девяностом году!"

А поскольку лично для меня идеалом DM является именно этот альбом, то для меня все наоборот - при прослушивании последующих пластинок пытался отыскать там песни, похожие по стилистике на A Broken Frame, и как правило находил - не зря же меланхоличный Exciter идет сразу после него в моем личном топе пластинок депешей!

Возвращаясь к The Meaning of Love, скажу, что это очень милая вещь - в основе этой композиции стоит очень бодрая, практически беззаботная мелодия, которая позволяет стряхнуть с себя светлую, но все же грусть, которую нагнетают предыдущие песни. И, что мне еще нравится, идеальный выхолощеный звук - как я уже говорил, на этом альбоме с этим все в порядке, только See You с ее синтезированным хором выпирает как большой палец на ноге. А в остальном звучание очень четкое, все семплы в тему - я на самом деле упиваюсь звучанием этих старомодных синтезаторов (в отличии от Sounds of The Universe 2009 года, в 1982 году ребятам не нужно было пытаться воссоздать звук восьмидесятых - они ведь жили им!)


04. Photograph of You

Эта песня на самом деле тоже была написана Мартином во времена его семнадцатилетия, но к счастью у ребят хватило ума не портить аранжировку синтезированными голосами (я все еще помню тебя, See You), поэтому эта песня для меня - явный фаворит на пластинке, фаворит в смысле позитивных мелодий - ибо дальше пойдут светло-меманхоличные вещи.

Дейв в молодости пел на диво живо и ярко - хоть и многие говорят в ретроспективных обзорах, что он якобы прятался за инструменталом (и мол только в 1984 году стал лидировать на этом поприще), но вот по конкретно Photograph of You этого ну никак не скажешь - один момент на 01:47 делает всю песню.

И сама аранжировка мне нравится - фортепианные семплы в начале придают треку некоторую торжественность, а свист в конце заставляет трепетать во мне какие-то глубоко запрятанные струны, связанные с далеким детством... Думаю, если бы Алан не появился в группе, депеши пошли бы по пути, схожим с глубоко почитаемым мною Марком Беллом (он же LFO) - тот не был фанатом семплирования, но упивался созданием звуков на своей аппаратуре...

03. The Sun and The Rainfall

Довольно драматичная вещь, старший брат так любимого многими In Your Room (опять же, это мое мнение), The Sun and The Rainfall часто бывает чуть ли не единственной вещью с не особо любимого массами второго альбома DM, и на это у этой песни есть куча причин, начиная от атмосферного звукового сопровождения и заканчивая задумчивой лирикой, которую исполняют все участники трио с ноткой некоторого фатализма. Особенно мне нравятся самые последние секунды - будто старая добрая сказка подошла к концу и неизвестно, что будет дальше. И начало, где звучит ветер, также довольно любопытно, ибо опять же заставляет меня ставить A Broken Frame на постамент "первого альбома группы Depeche Mode где была применена техника семплирования". В общем и целом, отличная вещь, но дальше идут еще две вещи, к которым моя душа больше предрасположена.

02. Leave in Silence

Начало этой композиции напоминает мне об Exciter, а точнее о последней песне оттуда - колыбельной Goodnigt Lovers. Но Leave in Silence имеет пару заметных преимуществ перед песней 2001 года, как например достаточно необычный текст о том, кто хотел бы найти средство дабы остановить течение ситуации и в конце концов уйти в тишине. Мне нравится это. Ну и сама мелодия, которую просто интереснее слушать, чем несколько монотонную, построенную практически на двух аккордах тему последней песни Exciter.

И была бы Leave in Silence бесспорным победителем на и без того прекрасном (для меня) альбоме, если бы не одно но - после нее идет...

01. My Secret Garden

Самый лучший трек, который Depeche Mode когда-либо написали за всю свою солидную карьеру. Я говорю это твердо и уверенно, и менять мнения не собираюсь. Да, потом депеши напишут такие любимые мною вещи, как Question of Lust, Judas, The Love Thieves и Shine, но ключевое слово ПОТОМ. Это уже произойдет позже, когда имя группы станет чуть ли не притчей во языцех, когда на них начнут равняться многие музыканты со всего мира, а на момент выхода A Broken Frame депеши были молодыми и начинающими ребятами - а я больше ценю начинания, ибо именно в них ключ к будущему успеху.

В My Secret Garden неподражаемая, прямо таки магическая аранжировка, кроме того, трудно не начать подпевать на редкость эмоциональному Дейву, манера пения которого еще не является интимной (как на Exciter), но в равной степени и не стала стальной (как на Music for The Masses). А также хочется отметить бэк-вокал Мартина - не знаю почему, но именно в этой песне он особо старается подпевать основному вокалисту, а мне, разумеется, это также особо нравится.

---

На этом я закончу сегодняшнюю статью. Не знаю, когда еще мы с вами увидимся, поэтому памятуя о том, что предыдущая статья была написана мною пять месяцев назад, я попрошу вас приготовиться к долгому ожиданию.