Найти тему
Время Романовых

Франциско де Миранда. Что делал венесуэльский революционер в России?

Себастьян Франциско де Миранда-и-Родригес родился в 1750 году. Он был руководителем борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке, сыграл знаковую роль в истории Венесуэлы и даже придумал государству флаг, а по итогу пал жертвой Великой французской революции. Во всем этом ярком жизненном пути в какой-то момент появилась и Российская империя. Посетив в 1786 году Петербург, он добился почестей от императрицы Екатерины II. Почему? И за какие заслуги?

В Санкт-Петербурге Миранда был принят великими князьями и дворянством «с большой добротой и честью». Уроженец Каракаса всегда проявлял личную симпатию к Екатерине II, испытывал «глубокое чувство и благодарность к ней за ее доброжелательность по отношению к нему, что вдохновило его на полную лояльность к России, кроме того, он очень любил Россию и русских».

Миранда добился от российского правительства денежных субсидий и дипломатической поддержки. Покровительство оказала лично Екатерина II, собиравшаяся использовать дружбу с Франциско в собственных целях. Тогда она собиралась отправить к берегам Америки эскадру во главе с капитаном Муловским. И понимая, что шанс военного столкновения с Испанией крайне велик, ей была необходима поддержка латиноамериканских сепаратистов, каким и был Миранда. Однако война с Турцией, а затем — со Швецией, заставили русское правительство отказаться от экспедиции Муловского.

В Петербурге Франсиско де Миранда жил на Большой Морской в доме генерала Василия Левашова.

Миранда успел познакомиться с Суворовым и Потемкиным. Второй пригласил иностранца, который пришелся ему по душе, вместе совершить поездку в Крым, а затем попросил Миранду сопровождать его в Кременчуг. У Миранды не было надлежащей одежды, чтобы появляться при дворе, то есть военной формы или гражданской одежды, подходящей для этого случая. Не найдя другого цвета ткани, кроме синего, Миранда заказал форму адъютанта.

Видя, с каким успехом венесуэлец установил контакты с влиятельными людьми в столице, испанец Педро де Маканаз решил объявить Миранду самозванцем. Маканаз настаивал на том, что нужно показать «истинное лицо этого человека», который, без каких-либо оснований, притворялся испанским графом и полковником. Более того, испанский чиновник считал его «очень опасным человеком для Империи» и упирал на то, что Россия в силу отношений дружбы между двумя державами, должна рассмотреть этот деликатный вопрос по пожеланию короля. Екатерина проявила большой интерес к этой истории и приказала, чтобы ей дали знать о подробностях случая Миранды. Безбородко подчеркнул твердое решение императрицы защитить Франциско и передал ему ее заявление о том, что если бы Миранда представлял опасность для Испании, то Россия для него была бы лучшим местом, чтобы быть вдали от Испании. 21 июля временный поверенный снова обратился к вице-канцлеру, отметив, что, несмотря на свои предыдущие выступления, 18 июля Миранда снова появился в Царском Селе в форме полковника. Миранда, к слову, всегда, когда представлялась возможность, появлялся в военной форме в социальных и дипломатических кругах столицы Российской империи.

-2

Его пригласили за стол государыни вместе с офицерами и окружением. Императрица говорила с ним очень доброжелательно. Поблагодарив за все почести и благосклонности, гость отметил, что, возможно, впредь он не будет носить военную форму вообще.

Мадридский суд пытался заставить Россию прекратить поддерживать беглеца, подданого испанской короны. Утверждалось, будто Миранда посредством обмана проник во двор Екатерины II, скрывая свое «преступное» прошлое, дезертирство и присвоение без разрешения титула графа и военного звания. 

Вместе с Екатериной он совершил по присоединённым территориям Тавриды и останавливался в киевском дворце у Безбородко. Все это время Миранда собственноручно описывал в своих путевых дневниках происходящее в Херсоне, Киеве, Москве и Санкт-Петербурге. Примерно он объездил 4000 километров.

Екатерина II предложила ему службу и покровительство. Однако Миранда вежливо и твердо отклоняет предложение, объясняя это стремлением возглавить освободительное движение колонии и нежеланием, даже на время терять свою независимость.

А позже Франциско все-таки получил чин полковника Екатеринославского кирасирского полка, но в России не остался.

Миранда оставался в России одиннадцать месяцев. За это время он посвятил себя изучению обычаев и функционирования российского общества, а также его военной организации, гражданских строительных работ и художественного производства; он укрепил свои личные и политические позиции посредством различных связей, дружбы и поддержки, полученных для его проекта эмансипации, как со стороны российского правительства, так и от представителей других европейских дворов.

Это был первый государственный деятель Южной Америки, установивший официальные контакты с Российской империей. Он также был первым латиноамериканцем, который не только посетил Россию, но и пересек страну с юга на север. 

Останься он в этой стране, он бы принимал участие в некоторых войнах, которые велись в Российской империи, и стал бы блестящим солдатом, видным адмиралом русского флота или, возможно, влиятельным дипломатом. Однако, отказавшись от предложения императрицы Екатерины II, Миранда продолжил свой путь, чтобы стать первым профессиональным революционером, который посвятил свою жизнь независимости Латинской Америки.

-3

В 2012 году в Парке 300-летия Санкт-Петербурга открыли памятник Франциско Миранду. Он был передан в дар городу президентом Венесуэлы Уго Чавесом.