Автор Сергей Солодовник
Начнём анализ с того, что обеспечивает в обозримой перспективе стабильность в сердце Евразии. Не будем обольщаться понятием стабильность. Многие люди, живущие здесь, хотят развития, движения вперёд, процветания. Но при ломке устроения, власти, социального уклада — развития нет. Сломать дом – посеять нищету. Ищем опоры для движения в будущее.
Первая — власть на нижнем уровне, традиционно близкая к каждому дому и главе семейства. В Узбекистане полномочия махалли прописаны в новой редакции Конституции. В Таджикистане и Туркменистане не столь подробно всё прописано, но по традициям и по понятием законы соседского общежития свято соблюдаются.
Можно возразить, что туркмены издавна были кочевыми людьми. Однако основные родовые структуры туркмен имели прочную базу, каждый считал своим домом тот или иной оазис. А там земли было мало, воду делить надо было по справедливости, потому и законы соседства соблюдались в жёсткой форме.
Традиции кочевой жизни в Кыргызстане и Казахстане на первое место выводили законы рода и племени, которые на протяжении веков представляли единую общежительную единицу. Соседом всегда являлся родственник, ближний или дальний, но не чужой по крови человек. Поэтому родовые связи среди казахов и кыргызов есть экстерриториальный формат махалли узбеков и таджиков.
Вторая опора — сочетание мусульманского права в виде шариата и местных обычаев. Мусульманское право отстаивают муллы, кази и муфтии, а местное — старейшины и главы общин. За века обе стороны научились достижению компромиссов, но лишь в том случае, когда муллы и старейшины — местные, вышедшие из народа, которые уважают и сохраняют память предков.
Этот кирпичик стабильности легко расколоть, когда мулла или тем наипаче – муфтий, назначен из-за рубежа и там прошёл обучение и послушание. А чтобы парализовать разрушающее действие такого представителя внешней школы ислама, власти назначают на местную власть «представителя и уполномоченного» из центра. Чужака для местных жителей. Вот тогда жди беды… Но выход ведь есть! Вложиться в свою молодежь, в свои медресе, дать своим приоритет, запросить местных старейшин – кого они предпочтут. Сложно, но перспективно.
Третья потенциальная опора — традиции взаимопомощи, что в реальной жизни выражаются в полном многообразии форм, начиная от понятия «хашар», совместный труд соседей на благо общины или нуждающихся и вплоть до традиций давать деньги взаймы без процентов, но с гарантией третьих лиц по возврату. Исламский банкинг — высшая форма беспроцентной помощи, оформленная по прозрачным стандартам, при наличии страхования рисков всех сторон.
Довести до ума исламский банкинг в сердце Евразии крайне необходимо. Но остаются риски того, что это дело возьмут под контроль иностранные агенты влияния. Добро бы ещё, если иностранцы-мусульмане будут просто извлекать выгоду, выкачивая капиталы из стран Центральной Азии. Гораздо хуже, если через исламский банкинг внешние страны начнут диктовать, какие предприятия надо закрыть, а какие развивать.
Главная угроза, по моему мнению, в крайней степени ожесточения борьбы с альтернативными западным финансовыми схемами и институтами. Что проявлялось в Центральной Азии последние 30 лет. Нетерпимость к иным формам финансового взаимодействия может приводить только к спонсированию терроризма со стороны крайних экстремистских организаций.
Неслучайно для спонсирования вооружённых бандитских формирований на территории сердца Евразии были ложно использованы мусульманские налоги, такие как закят и джизья. Вот на эти случаи, многочисленные и возобновляющиеся, и реагировали службы безопасности стран ЦАР.
А теперь зададимся вопросом: почему при наличии опор стабильности они до сих пор не получили развития? Ответ видится как минимум в следующих аспектах. В некоторой инерции, оставленной нам всем в наследство от первых лет независимости бывших республик СССР. Тогда было явное стремление части общества и части руководства доказать себе и всему миру высокий уровень цивилизованности, каковой после окончания холодной войны и распада Советского Союза мыслился через подключение к законам и правилам глобального западного мира. Глобалисты эти тенденции подкармливали. Не то чтобы щедро, но на уровне лидеров общественного мнения целенаправленно. То, что это тупиковый путь развития, дорога к дестабилизации, осознавали не все и не везде. И руководства стран ЦАР – слишком поздно.
Другой аспект в том, что для национальных служб безопасности и органов внутренних дел некоторые традиционные устои выглядят как ворота для усиления радикалов и экстремистов. Спецслужбы не призваны создавать устойчивость в общественном и экономическом укладах. Они охраняют и предотвращают. Посему, исходя из собственного оперативного опыта, им проще запретить подозрительные направления, от соседского единения до исламского банкинга, или хотя бы не дать им развиваться. Уж слишком часто некоторые традиционные формы взаимодействия были использованы на территории сердца Евразии для подрывной работы против власти.
А развивать эти форматы и традиции желательно. Главное, чтобы власти тенденцию патронировали. И руководители на местах были местными, а не засланными эмиссарами зарубежных центров влияния.
С другими статьями можно ознакомиться на сайте, в ВК и Телеграм.