Не претендую на звание лучшего детского психолога или идеальной мамы, но есть у меня один козырь в рукаве, который помог снизить количество истерик у трёхлетки и научиться понимать его.
Этот козырь - работа с эмоциями. Расскажу вкратце почему это важно, а после расскажу, как применить на практике.
Для начала вспомните себя. У вас ведь тоже бывает такое настроение, когда хочется просто орать или рыдать? Когда возникает это чувство? Тогда когда ваше эмоциональное состояние не в лучшем виде: например, вас что-то очень бесит, пусть начальник на работе, а высказаться или обсудить это не с кем. Вот оно копится и кипит в вас, а потом выливается в скандал или истерику. Не надо так и детей к этому не приучайте. Проблемы нельзя копить, нужно снимать стресс, обсуждать и выговариваться, решать их, а не замалчивать и игнорировать.
Чтобы грамотно избавить себя от стресса необходимо себя понимать. Звучит вроде просто, но иногда мы не понимаем злимся, обижаемся или просто грустим, в итоге эта эмоция болтается в нашей голове и нагружает нас. Так всё это накладывается одно на одно и потом взрыв.
Вывод:
- обращать внимание на эмоции
- понимать и принимать их
- проживать их, снимать стресс или решать проблему.
У детей эмоции ярче, они проживают их сильнее, нет нужды гасить их или стыдить за них, это потом вам же боком выйдет. Нужно научить ребёнка распознавать эмоции, работать с ними.
Пример: у ребёнка отобрали лопатку в песочнице, он начал громко кричать и ударяет обидчика.
Есть родители, которые начнут кричать, что так нельзя, не жадничай, пусть возьмёт, ты что плохой жадина?! И естественно ребёнок будет плакать ещё больше, ведь это было его, он отстоял свои границы, а мама его не защитила, а пристыдила. Я не судья, это дело каждого родителя, все мы разные. Для меня этот вариант не приемлем.
Я остановлю ребёнка, сяду с ним рядом, скажу: ты разозлился, что он выхватил лопатку? Понимаю! Да, надо просить игрушки, если тебе хочется, вырывать их нельзя. Но и бить других просто так тоже нельзя. Можно было сказать словами, что лопатка твоя и ты сейчас не хочешь ее отдавать, это твоё право. Но если ты хочешь играть с этим мальчиком, а делится нет желания, то и его игрушки брать нельзя, играйте каждый своими.
Обычно после этого рёв стихает, дети меняются обратно, а потом начинают обмен игрушками. И да, это не с первого раза, но раза с 3-5 приходит осознание, дети всё прекрасно понимают.
Или ещё пример: раньше, когда у Артёма что-то не получалось (башня падала из кубиков), он начинал рыдать, кричать, а иногда и швырять их. Был такой разговор: ты злишься, что у тебя башня падает? Да! Ты расстроился? Да, плохая башня, не получается! Нет, башня не плохая, она вообще не живая, просто нужно не спешить. Это нормально, что она падает, у всех такое бывает и даже я, когда была маленькой не могла собрать башню с первого раза (тут он уже улыбнулся). Давай вместе попробуем ещё раз. Вот, смотри, не спешим, ставим аккуратно. Ура! Тут он уже счастлив, говорит спасибо и что понял, как правильно делать. Кубики по квартире уже не летают.
Два-три месяца я проговаривала и обсуждала с ним его эмоции (иногда нет, тоже срывалась на крик, все мы люди и устаём), а теперь он сам озвучивает их. Вместо визгов он может сказать, что зол или обижен и тд, почти сразу начинается диалог в обход истерики.
Нам помогли простые разговоры с проговариванием и принятием эмоций, а ещё истории из книжек издательства clever. Стоят они в районе 200р.
В них простые истории-примеры каждой эмоции, так ребёнок ещё лучше узнаёт о всяких переживаниях. В конце историй есть вопросы, которые помогают лучше понять сюжет и суть сказки.
А вы говорите об эмоциях с детьми? Считаете это важным?
Буду рада обсудить это с вами. И благодарю за лайки❤️